30.07.2012 23:23
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Юмор является лекарством от национальных амбиций

    В начале был "волшебник" Чуров. Он прилетел на воздушном шаре к "нашим" на Селигер. Затем на парашюте спустилась королева английская, но уже на арену олимпийского стадиона в городе Лондоне. В тени этих двух концертных номеров остались менее оригинальные, но обязательные в меню отечественного зрителя удовольствия - купания в сточных канавах типа "Пусть говорят" и "Говорим и показываем", "Луч света", а также криминальное мыло, мелодраматические слюни сериалов и много чего еще чего, чем можно легко пренебречь.

    ***

    Смею надеяться, что своего зрителя все-таки нашли цикл "Константин Райкин. Один на один со зрителем" и краткосрочное возвращение в эфир программы "На ночь глядя" Бориса Бермана и Ильдара Жандарева.

    Оба проекта обязаны культуре, связаны с культурой... По ходу диалогов и монологов маэстро - будь то Галина Волчек, или Максим Дунаевский, или Авдотья Смирнова, или Константин Райкин - вспухало множество разнообразных коллизий, самая щекотливая из которых - драматические взаимоотношения художника вовсе не с бизнесом и даже не с властью, а с критиками.

    Критики - это такой завистливый и к тому же склочный народ. От них если не все зло, то немалая его часть. Притом - неистребимая. И уж если нельзя от нее избавиться, то не стоит ли пытаться ее не замечать вообще?

    Многие пытаются, но не получается. И не может получиться, поскольку критика - неотъемлемая часть художественного процесса. Все друг другу могут не нравиться: критики - творцам, творцы - критикам, те и другие - публике, тем и другим - публика. И все стороны друг в дружке заинтересованы, кровно взаимосвязаны.

    Адресные претензии и обиды могут быть обоснованы; только вот огульные обобщения, на которые столь бывают щедры создатели фильмов (как и их критики), напрасны. Хотя понятно, что они не от ума. Режиссер Хотиненко, сняв сериал "Достоевский", сначала удивился покусыванию его создания со стороны рецензентов, а затем нашел объяснение сему факту: "Покусывают, значит, вкусненько". А вдруг: по тому, что безвкусненько?

    На этом фоне позиция Константина Райкина представляется более достойной. Уж ему-то довелось встретиться с такой предвзятостью по отношению к тому, что он делал... Сначала как к актеру. Потом как к худруку и к режиссеру. Снисходительность сочеталась с личной неприязнью, что для каждого мастера особенно неприятно. Но он шел дальше, и ему, в конце концов, удалось завоевать признание не только зрителей, но и критики.

    В конце концов, в искусстве, как в спорте: надо постоянно что-то доказывать публике, критике, себе и всем сразу.

    ***

    Меня пока более всего тронула беременная на седьмом месяце новозеландская спортсменка. Она соревновалась в стрельбе из пневматического пистолета и промахнулась. Как полагают специалисты, по причине того, что ребенок толкнулся в самый неподходящий момент и сбил ей прицел. Выстрелила, как говорится, "мимо пьедестала", но все равно была счастлива: хорошо, хоть в решающий момент не начались родовые схватки.

    С другой стороны, если бы они начались на пьедестале почета... Это видео стало бы хитом на все времена.

    ...Такое возможно только в кино. В таком - как "Миллионер из трущоб" Дэнни Бойла.

    Кино было. И Дэнни Бойл был, который поставил восхитившую почти всех церемонию открытия Олимпиады.

    От первого эпизода шоу, где в патетических тонах излагалась история развития капитализма в Англии, правду сказать, сильно пахнуло советским соцреализмом.

    По мере того, как на зеленом ландшафте стали прорастать промышленные объекты, и кузнецы в спецовках тяжелыми молотами усердно "ковали чего-то железное", в моей голове все громче и мелодичнее зазвучала песня:

    "Горят мартеновские печи,

    И день и ночь горят они".

    Казалось, что пафос эпического телеповествования поднимется на недосягаемую высоту, когда на арене обосновался большой симфонический оркестр. Но тут, слава богу, телекамера обнаружила среди оркестрантов мистера Бина. И мир лишний раз убедился в том, что юмор - самое верное лекарство от необузданных национальных амбиций.

    Мир еще несколько раз убеждался в этом. В частности, когда национальный агент 007 Джеймс Бонд заехал в Виндзор за королевой, посадил в вертолет и "сбросил" августейшую особу на парашюте. Похвалить хотелось бы не столько артиста, сколько "артистку" Елизавету II. И не столько за то, как она исполнила свою роль, сколько за то, что она согласилась ее сыграть.

    Шутка удалась именно потому, что она была шуткой. В отличие от шутки с воздушным шаром господина Чурова, которая оказалась правдой от начала до конца.

    ***

    Шоу Дэнни Бойла в российской телеверсии несколько испортил закадровый комментарий Кирилла Набутова и Владимира Гомельского. У них были проблемы с синхронным переводом официальных текстов, звучавших на Церемонии. Но это бы ладно. Хуже всего, что создалось впечатление, будто они рвали микрофон друг у друга. Видимо, они хорошо подготовились - запаслись огромным объемом информации, которой хотелось поделиться, а времени было в обрез. И даже во время минуты молчания их голоса не умолкали ни на секунду.

    Хеппи-энд с Полом Маккартни и его песней Hey Jude, прозвучал впечатляюще. Стадион акапельно подпевал. Как тут было не вспомнить завет еще одного великого британца Честертона: "...надо запечатлеть смятение одинокого отчаявшегося духа... но мне хотелось бы, чтобы хоть изредка вступал хор. Упивайтесь жестокостью и сомнением, только бы вовремя звенел припев".

    Поделиться