Куратор Вита Думчюте сверхболезненную сегодня тему "своих" и "чужих" предложила художникам рассмотреть через призму внутреннего опыта. Благо нет вопроса актуальнее для молодого человека, чем вопрос самоидентификации.
Вообще-то вопрос вечный. Еще Юлий Ким печально-шутливо вопрошал в своей старой песне в 1970-х: "Стоп, а кто я? А я не знаю, кто, кто, кто... Неужели интересно, какой пейзаж ласкает взор? Может быть, Кустанай, может статься, Одесса, вероятно, Серебряный Бор....". И работ на эту тему было сделано множество. В конце концов даже инсталляцию Кабакова "Человек, который улетел в космос" можно при желании прочитать как сюжет на тему отчуждения от окружающего социума, поиск "братьев по разуму" за пределами коммунального сообщества. Зависимость ответа на вопрос "кто я?" от пейзажа за окном была вполне хармсовского свойства. Для любого слушателя было очевидно, что самоопределяться нужно не столько по географическому принципу, сколько по идеологическому. "Потерянность" в пространстве отвечала бесприютности одиночки в мире, где "все как один", а "завтра лучше, чем вчера". Другое дело, что само неприятие идеологии, пусть закамуфлированное иронией или лирическими нотами, служило опорой в самоопределении. Иначе говоря, служило вполне достаточным способом самоидентификации. И что немаловажно - способом опознания "своих/чужих"
Сегодня ситуация иная. После исчезновения идеологического пресса все идентификации, которые строились на отрицании "системы", типа "нон-конформист" или диссидент, в одночасье вышли из обихода. И молодые художники не могут рассчитывать найти себя в персонаже, улетевшем в небеса. От себя не улетишь - а точку "отталкивания", то бишь "чужого", надо искать заново. Выставка, которую можно увидеть в зале ПRОЕКТ_FAБРИКА, любопытна тем, что она фокусирует внимание и художников, и зрителей на "чужом" не как внешнем объекте, а на переживании опыта себя как "чужого" или "своего". Среди самых любопытных, на мой вкус, работ, - "Ки_моно" Иоанны Бодзек. Польская художница, которая сейчас живет в Швеции, использовала в своей работе только рушники и кухонные полотенца с вышивками, которые принадлежали знакомым и дорогим людям. Многие из них даже сотканы были вручную. И вот из этих вещей "с историей" она делает два светлых кимоно - то есть одежду, которая традиционна для чужой культуры. Выбор кимоно - оммаж Рэй Кавакубо, одной из самых ярких звезд в мире моды 1990-х. Метафора отчуждения своего, родного и узнавания, присвоения чужой культуры здесь явлены с редкой убедительностью. Любопытно, что при этом два готовых кимоно, огромное и маленькое, сохраняют не только "тактильную" память материи, но и символическую. Распростертые рукава и прямой силуэт одежды складываются в христианский образ распятия. "Свое" и "чужое" оказываются слиты в неразрывном единстве.
Гораздо более жестко формулирует проблему 25-летний Алексей Данилин, который представил Futuristic Cross, сделанный из металла, индустриальных труб, пламенеющих в свете подсветки. Его скульптура не только эффектна, но и концептуальна. Вспомнив примеры неудачного архитектурного решения современного строительства храмов, в частности в Хабаровске и Калининграде, он задается вопросом: неужели для российского сознания современная религиозная архитектура навсегда останется чужой? Он создает крест, в котором плавная линия труб напоминает и о крыльях ангела, и об органе. Сама по себе современность формы в оформлении христианской символики давно не новость в европейской культуре. Но вопрос, заданный художником, адресован отнюдь не Европе - родине. Вопрос задан о чисто формальном представлении символа. Но за ним - вопрос о возможности бесконфликтного существования религиозного возрождения и современной эстетики.
Но не все так серьезны. Многие подчеркивают относительность границ "свой/чужой". В проекте Сергея Самолетова съемки современных молодых людей в костюмах советской стюардессы и капитана морской авиации оказываются достаточными для того, чтобы почувствовать себя героем прошлого. Катя Сиверс сделала минималистскую инсталляцию L.A.M.P.S., в которой три люминисцентных лампы на поверхности аквариума против одной, упирающейся в дно, демонстрируют социальную иерархию. На темперах Маши Сафоновой степень "своего" или "чужого" зависит от... приближения или удаления к объекту. Очень изящная работа, к слову. В общем, несмотря на неровность работ, очень любопытная получилась выставка. Из тех, о которых хочется думать.