Минфин и минэкономразвития согласовывают концепцию законопроекта, определяющего деятельность этого нового института, обязанности уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг. Как сообщили "Российской газете" в минэкономразвития, когда все идеи будут досконально проработаны, документ появится на официальном сайте ведомства для открытого обсуждения. Напомним, в правительство окончательный вариант концепции по финансовому омбудсмену должен быть направлен до 1 сентября 2012 года.
В Ассоциации российских банков (АРБ), инициаторе внедрения в России института финансового омбудсмена, с окончательной редакцией концепции законопроекта пока не знакомы. "Мы направили целый пакет предложений, неизвестно, какие из них приняты", - заметил в разговоре с обозревателем "РГ" глава АРБ Гарегин Тосунян. Сейчас он временно исполняет обязанности финансового омбудсмена, который работает по инициативе нескольких объединившихся банков. Они подписали договор, что обязуются выполнять решение защитника.
Что касается документа, то известно лишь, что согласно концепции, предлагается установить порог финансовых претензий граждан, по которым омбудсмен вправе будет принимать жалобы к рассмотрению, до 200 тысяч рублей. Решение, принятое омбудсменом, будет обязательным для исполнения финансовой организацией. По мнению Гарегина Тосуняна, порог до 200 тысяч рублей - вполне разумное ограничение по сумме. "Сейчас у нас также установлена максимальная планка рассмотрения споров до 300 тысяч рублей. Речь идет о финансовых взаимоотношениях между потребителями и банками, и банки, подписавшие добровольное вхождение в систему омбудсмена, не могут брать на себя большую материальную ответственность", - поясняет Тосунян.
Как сообщил источник "РГ", в концепции рассматривается и механизм обязательного присоединения банков к институту финансового омбудсмена . "Мы не возражаем против такого механизма. Но вместе с тем я не сторонник, чтобы новый институт вводить в качестве обязаловки", - говорит Тосунян.
Однако, судя по интересу к институту финансового омбудсмена, который в России действует уже два года и реально помог в беде нескольким тысячам граждан, большинство банков готовы по доброй воле принимать на себя обязательства и разрешать конфликты с клиентами внесудебным путем. И это особенно ценно для их реноме, добавляет Тосунян.
По его словам, он был приятно удивлен, что с 2010 года число банков, активно участвующих в потребительском кредитовании граждан и подписавших соглашение с финансовым омбудсменом, выросло с шести до двенадцати. Кроме того, к соглашению присоединились еще 10 кредитных организаций, в том числе коллекторские агентства. Действуют в России уже три региональных офиса финансового омбудсмена - в Башкортостане, Липецкой области и в Ханты-Мансийске.
Уже действующая в России добровольная процедура досудебного рассмотрения жалоб предполагает ряд важных моментов. Подача заявления для клиента банка бесплатна. Но до этого надо направить жалобу в банк. И обращаться за помощью, если нет ответа или он не устроил. Омбудсмен вправе истребовать дополнительные сведения, а также заслушивать устные пояснения. По результатам омбудсмен утверждает примирительное соглашение.