Этим летом Фабио выступил музыкальным руководителем премьеры "Ромео и Джульетты" Гуно на всемирно известном оперном фестивале в Арена ди Верона, а с оркестром Государственного Эрмитажа, где является главным дирижером, произвел фурор в Шанхае на Третьем международном опен-эйр фестивале. Накануне нового сезона Фабио рассказал "РГ" о том, за что так крепко полюбил Россию.
Как случилось, что вы вдруг решили так прочно связать свою судьбу с Россией?
Фабио Мастранжело: Если честно, все происходило так органично и без проблем, что возникало даже ощущение, будто все это было где-то предначертано. Я родился в Бари, где покоятся мощи святителя Николая Чудотворца, которого всегда почитали в России. Так что судьба моя складывается не случайно. Как объяснить, например, что я в девять лет самостоятельно начал изучать русский алфавит? С тех пор я выучил его на всю жизнь.
Среди ваших предков были русские?
Фабио Мастранжело: Во всяком случае, среди тех, кого мы знаем, русских не было, если не считать, что девичья фамилия моей мамы - Руссо, которая переводится как "русский". От моего папы, пианиста-любителя очень хорошего уровня, моего первого учителя, обожавшего Россию и русскую музыку, мне передалась любовь к этой стране. Папа очень уважал Россию, тогда - Советский Союз. Имя Валентина он дал моей сестре - в честь Валентины Терешковой, первой женщины-космонавта.
Что так восхищало отца в Советском Союзе?
Фабио Мастранжело: Государственное устройство, культура. Был у нас на гастролях и симфонический оркестр из Новосибирска под управлением Арнольда Каца, тогда я думал: может, когда-нибудь мне повезет и я буду с ними выступать. А сегодня я главный приглашенный дирижер Новосибирского симфонического оркестра.
Ну, так у вас в семье прямо-таки особый культ России?
Фабио Мастранжело: Да, можно так сказать. Я попытался поступить в Московскую консерваторию, написал туда письмо, но ответа так и не дождался - до сих пор не знаю, почему. Я все больше чувствую себя русским, вот и паспорт российский получил...
Вы работаете не только в России. Насколько престижно дирижировать в Арена ди Верона?
Фабио Мастранжело: Без сомнения, фестиваль в Арена ди Верона - самый важный летний оперный фестиваль. Я уже четыре года сотрудничаю с Фондом Арена ди Верона. Когда мне предложили дирижировать "Ромео и Джульеттой" Гуно, я поначалу задумался, мне больше хотелось итальянскую оперу. Но, с другой стороны, итальянские критики только и ждут, как бы напасть на дирижера, - а с французской оперой они меньше знакомы... На конец февраля-март 2014 года запланированы гастроли оркестра, хора и солистов Арены ди Верона в России, я назначен дирижером этого проекта.
Вы активно переносите традиции Арены ди Верона в Россию. Насколько удачным получился проект "Опера всем"?
Фабио Мастранжело: На четырех спектаклях фестиваля побывало около 20 тысяч человек - это нельзя не признать успехом. Не всем желающим даже места хватило. Так что я знаю, какое место в Петербурге может стать своей Ареной ди Верона: старый стадион "Петровский".
Между тем
Петербургский фестиваль "Опера всем", впервые прошедший в Петербурге на открытых городских площадках, омрачился скандалом. Многие желающие не смогли попасть на оперу Чайковского "Иоланта" во двор Михайловского замка - ворота закрыли прямо перед их носом. А бесплатная опера Рубинштейна "Демон" в замкнутом дворе петербургской Капеллы чуть не привела к давке из-за нехватки места. После чего некоторые злопыхатели прозвали фестиваль "Оперой не для всех".
Организаторы объясняют, что не ожидали такой массовой популярности оперы - тем более летом, когда все в отпусках. Опасались, что "Опера всем" не соберет нужное количество зрителей... Так что в предложении Фабио Мастранжело провести фестиваль в следующий раз на стадионе "Петровский", безусловно, есть смысл.