"Сенсация", "прорыв", "сделка века" - так называют беспрецедентный для Германии проект. На переговоры гамбургских властей с мусульманскими организациями ушло пять лет. Они начались еще в 2007-м, когда сенат (правительство) Гамбурга возглавлял член ХДС Оле фон Бойст, а завершил дело нынешний первый бургомистр, социал-демократ Олаф Шольц. Мэр очень гордится, что в диалоге с исламскими общинами Гамбург оказался впереди Европы всей. Все помнят, как в Швейцарии кипели нешуточные страсти вокруг строительства минаретов, а французы спорили о праве переехавших в страну мусульманок носить никабы и хиджабы. Ганзейцы решили навести в этих делах полный "орднунг".
Компромисс между свободой веры и уважением светских ценностей, правила возведения мечетей и преподавания ислама в школах и университетах - все это подробно прописано в "государственном договоре". Точнее, речь идет о двух документах. Первый из них сенат заключит с Союзом турок-мусульман Гамбурга, Советом исламской общины и Ассоциацией исламских культурных центров. А второй, очень похожий, - с общиной местных алавитов (они представляют ответвление шиитского ислама). Их еще должен утвердить земельный парламент, но за этим дело не станет.
Пожалуй, самым революционным стало официальное признание главных мусульманских праздников, которые отныне получат "статус церковных в соответствии с местными законами". Это Курбан-байрам, Ураза-байрам, а также священный для шиитов день Ашура. В эти дни жителям Гамбурга, исповедующим ислам, позволят не выходить на работу. "По крайней мере они смогут договориться со своим работодателем о приемлемой форме отгула, например, с последующей отработкой, - рассказал "РГ" представитель сената Йорг Шмолль. - Поймите правильно, мы не устанавливаем каких-то новых государственных праздников. Например, Рождество или Пасха - это праздничные дни для всей страны. А есть еще церковные праздники, и они в каждой земле свои".
Другое нововведение касается преподавания азов ислама в школах. Дело в том, что в этой федеральной земле давно проходят уроки религии, причем посещают их все дети независимо от вероисповедания. Даже атеисты. "Это просветительский предмет, - поясняет Йорг Шмолль. - До сих пор за него отвечала лютеранская церковь, а теперь мы договорились, что к учебному процессу подключатся мусульманские общины". Разумеется, никаких проповедей имамов в светских учебных заведениях не будет. "Это должны быть обычные учителя, квалифицированные. Возможно, турецкого происхождения", - говорит представитель сената. Конечно, не так просто их найти, признает он. Но на подготовку кадров и составление учебного плана отвели пять лет. Есть и другая проблема: часто родители-мусульмане противятся, чтобы их девочки, к примеру, посещали уроки плавания вместе с другими детьми. Конечно, заставить их по-прежнему нельзя. И никаких санкций за это не предусмотрено. Но теперь исламские организации могут повлиять на свою паству, ведь они согласились с тем, что дети из мусульманских семей должны по возможности посещать все предметы, предусмотренные в государственных школах.
Таким образом, власти Гамбурга впервые признали "факт присутствия ислама в общественной жизни", а представители мусульманских сообществ - свою приверженность конституции и законам Германии. В общем, получилось своего рода "джентльменское соглашение".
В Гамбурге проживает одна из крупнейших мусульманских диаспор в Германии. Это около 130 тысяч человек. "Мы празднуем историческое достижение. Здесь, в Германии, мы получили такое признание со стороны государства, о каком мы даже не могли мечтать на исторической родине, в Турции", - радуется представитель алавитов Азиз Альсандемир. Остались довольны и сунниты: они надеются, что остальные немецкие земли возьмут с Гамбурга пример.
Мусульмане не получили каких-то особых "привилегий" по сравнению с другими сообществами Гамбурга, подчеркивают в местном правительстве. "Договоры не устанавливают новых законов, - говорит Йорг Шмолль. - Это скорее декларация. Кстати, у Гамбурга уже есть подобные соглашения с христианскими церквями и иудейскими общинами. Теперь мы признаем религиозными общинами три мусульманские организации. Но в договоре нет ни слова о том, что они уравниваются в правах с церквями, получают какие-то льготы. Речь идет о конкретных, очень практических вещах, связанных с делами веры, отправления культа".
Даже собеседники "РГ" в Гамбурге, которые все еще верят в торжество "мультикульти", признают: проблема интеграции мигрантов, в том числе мусульман, в немецкое общество по-прежнему стоит довольно остро. "Допустим, некоторые выходцы из Турции могут жить у нас двадцать, тридцать лет, но так и не адаптироваться к немецким реалиям. Это касается языка, образа жизни, взгляда на отношения полов. Им уже никогда не стать немцами, - признался "РГ" один из экспертов, занимающихся вопросами иммиграции. - Надо признать, что параллельное общество в Германии действительно существует. Но многие мигранты, мусульмане, обрели здесь настоящую родину и им нужно дать шанс получить хорошее образование, профессию. Да, нас пугают исламизацией страны. Но модель Гамбурга как раз дает возможность всем ответственным мусульманам отмежеваться от радикальных течений".