И тем не менее хочется кричать заголовком колонки: отстань-те вы все от Капкова! Дайте ему делать то, что он считает нужным. Потому что то, что он делает, - понятно: он пытается вдохнуть жизнь в те театры, где жизни нет. Хорошо он это делает или плохо - судить будут только зрители через какое-то время.
Вот тут театральная общественность встрепенулась по поводу театра Гоголя. Давайте сразу договоримся, что в Москве есть интересные театры и скучные. Есть театры, в которых что-то происходит, и те, в которых не происходит ничего. Вторых - заметно больше. И тем не менее они существуют себе как-то. Они как бы есть. Но не всякий, даже очень увлеченный театральный человек, скажет, например, что за спектакли идут в Московском театре имени Рубена Симонова. А ведь есть такой театр, который по статусу ничем не отличается, скажем, от Ленкома или театра Фоменко...
В театре Гоголя тоже ничего не происходило. И все это знают прекрасно. Капков решил ситуацию изменить. Труппа возмутилась. Понятно: трудно менять привычное, даже если оно печально. Дошло до того, что Серебренникова обвиняют в отсутствии образования. То есть, МХТу или "Современнику", где он ставил свои спектакли, его образования было достаточно, а театру Гоголя - нет. Забавно...
Когда труппа любого театра любого города России не принимает любого режиссера - она в чем его обвиняет? Правильно: в том, что он хочет разрушить великое наше достояние - русский репертуарный театр, ну еще и в том, что Станиславского не любит.
Поставив в русском репертуарном театре немало спектаклей, я все-таки постесняюсь обсуждать отношения Серебренникова со Станиславским. Мне почему-то кажется, что Кирилл сам во всем разберется не хуже артистов театра имени Гоголя.
А вот что до русского репертуарного театра, то мне кажется: нет у репертуарного театра врага хуже, чем сам репертуарный театр. Если кто его и уничтожит, то только он сам - себя. Ничто не уничтожает традиционный театр больше, нежели скучные, пустые, не пользующиеся зрительским интересом спектакли.
Говорят, Серебренников уничтожит театр Гоголя. Не думаю, что управление культуры дало ему санкцию на это. Впрочем, даже если на месте этого театра возникнет некое новое театральное образование - не вижу в этом ничего плохого.
В отличие от литературы или музыки, театральное искусство нельзя положить в стол. Оно должно быть востребовано здесь и сейчас. Или не будет востребовано никогда. Деятельность любого худрука проверятся очень просто: приходит зритель на твои спектакли или нет. Приходит - ты хороший худрук, не приходит - давай, до свиданья!
Система простая, как коленка. Назначается худрук. Через три (лучше через пять) лет смотрим: ходит народ на его спектакли или нет. Вот и всё.
Только не надо мне рассказывать, что народ будет ходить только на пустые комедии и обнаженные тела. В самые посещаемые репертуарные театры: Ленком, МХТ, театр Фоменко, "Современник" зритель ходит потому, что на их сценах хорошие артисты играют хорошие пьесы в хороших постановках. И больше ни по чему.
А как же театральный эксперимент? - наверное, взволнуется кто-то. - Ведь на него не всегда народ пойдет! Не могу не заметить, что среди великих театральных режиссеров и прошлого и сегодняшнего дня я лично не знаю ни одного, чьи спектакли не пользовались бы сумасшедшим зрительским успехом. Подчеркиваю: ни одного. Иногда я даже думаю: а вдруг театральный эксперимент - это не более, чем попытка человека, не умеющего ставить спектакли, назвать себя "гением и экспериментатором"? Думать так неприятно. Думать по-другому не получается.
Театральное хозяйство Москвы находится в очень непростом состоянии. Я прошу отстать от Сергея Капкова еще и потому, что он хочет тут что-то делать. Он пытается это все как-то урегулировать. И я понимаю его логику. Я понимаю логику назначения Олега Меньшикова в театр Ермоловой. Я понимаю логику назначения Кирилла Серебренникова в театр Гоголя. Дальше начинаются вкусовые вещи: мне не нравится в Серебренникове то, а в Меньшикове - сё. Предлагаю грубо, но зримо: нам всем, вместе с нашими вкусовыми пристрастиями, на время замолчать.
Давайте дадим двум людям, которые уже сделали в театральном искусстве нечто громкое и заметное, - попробовать.
И тот и другой пришли в театры, которые нуждаются в реорганизации. Им тяжело. Департамент культуры Москвы взял за них ответственность. Давайте поглядим, что будет. Не начальство должно решать судьбу их театров, не премии и тем более не критики - а зрители. Если народ потянется в театр Ермоловой и театр Гоголя - значит, все хорошо. Нет? Придется искать других руководителей. А как иначе?
Если каждое новое назначение в московском театре будет вызывать бурю - театральная жизнь станет очень скучной. Театральные скандалы эту жизнь не делают интересной - захватывающей ее делают только премьеры.