24.08.2012 12:18
    Поделиться

    Музей соцбыта в Казани отмечает годовщину

    Со дня открытия музея его коллекция пополнялась не только экспонатами, но и, что самое важное, историями, связанными с каждой вещью.

    Самым большим подарком для сотрудников музея и его основателя Рустема Валиахметова стал визит поэта Юрия Кублановского. Он приехал в Казань на фестиваль и наконец-то смог попасть в музей, где в качестве одного из редких экземпляров выставлена его джинсовая куртка. История этой дефицитной во времена СССР вещи уникальна. Ее прислал молодому поэту Кублановскому нобелевский лауреат Иосиф Бродский, живший тогда в Америке. Со слов Кублановского, знаменитый на весь мир поэт передал ее через своего знакомого, как говорится, на деревню дедушке. В то время мало кому известный Юра подрабатывал сторожем в одной из московских церквей. И иностранец, которому было поручено найти молодого поэта, по чистой случайности забрел в тот храм, который сторожил Кублановский.

    Потом эту дорогую вещь поэт оставил в подарок своему другу писателю Евгению Попову. Это случилось в 1982 году, в тот день, когда Кублановский эмигрировал из России. Спустя три десятилетия куртка попала в казанский музей и сейчас висит под стеклом на самом видном месте.

    Бесполезная точилка

    - Музей социалистического быта тем и ценен, что здесь собираются экспонаты с историей, - говорит Рустем Валиахметов. - Одни истории связаны с экспонатами, а другие рассказывают посетители. Стоит им только взглянуть и прикоснуться к вещам, как можно услышать: "У меня в детстве была точно такая же!".

    За год работы музея здесь сменилось несколько тематических выставок: "Советская школа", "Советский Новый год", к 23 Февраля специально для мужчин собрали дембельские альбомы, а к 8 Марта пригласили дам полюбоваться советской модой.

    С первой выставки о школе в стеклянной витрине так и остались лежать рыбки-точилки.

    - Сначала у нас не было ни одной, и пришлось поискать их в Москве, - рассказывает создатель музея. - Но когда мы кинули клич в Казани, не прошло и недели, как нам принесли сразу несколько штук. Для всех рыбок нашлось место, так как они оказались разного цвета. Чем они уникальны? Их помнят многие школьники, потому что этой самой рыбкой ничего нельзя было наточить. Все родители перетачивали карандаши с помощью лезвия, но упорно каждый год покупали детям рыбки-точилки. Думаю, ее популярность можно объяснить только необычной формой, на фоне остальных скудных канцелярских товаров она выглядела очень привлекательно.

    Советских детей держали на резинке

    Навсегда заняли свои места в музее несколько экспонатов из советского детства, которые вызывают восторг не только у наших соотечественников, но прежде всего у иностранцев. Так, на видном месте стоит манекен мальчика, одетого в мутоновую шубку и шапочку. В глаза бросается резинка поверх мехового головного убора - главное изобретение советских мам. Зачем пришивать резинку к варежкам, зарубежные гости догадываются и даже берут идею на карандаш, а вот зачем натягивать ее поверх шапки, здесь они теряются в догадках…

    - Почему нельзя носить шапку без резинки, не знают даже восточные немцы, - смеется Рустем. - Так что я лишний раз убедился в том, что это чисто советская мода. Причем с резинками на шапках ходили многие поколения детей. Я на сто процентов уверен, что ни один иностранец не скажет: "У меня была такая же!". А варежки, я сам видел, пришивают к резинке до сих пор.

    Почти все без исключения дети имели своего собственного коня - у одних он был деревянным, у других пластмассовым, а кому-то досталась одна лошадиная голова на палочке. Естественно, в Музее соцбыта нашелся уголок для одного из представителей детской конницы. Верхом на плюшевой лошади охотно фотографируются посетители.

    А вот сесть в кабину педального автомобиля без разрешения сотрудников музея никто не рискует. Это была мечта каждого советского мальчика, так что детский трепет перед этим чудом техники у многих взрослых людей остался до сих пор.

    Консервированная вода

    Помнится, на уроках политинформации в школе нам рассказывали, что несчастные японцы пьют воду из бутылок. Как нам было их жалко: бедные капиталисты не могут нормально напиться из крана водопровода! И что бы вы думали, оказывается, в то время советская промышленность тоже освоила выпуск воды. Правда, консервированной.

    В Музее социалистического быта хранится банка, в какой раньше выпускали тушенку, только на этой черным по белому написано: "Вода". Открывалась она, как любые другие консервы. Для каких целей предназначалась, можно только догадываться. Вероятнее всего, коробки с консервированной водой хранились в бомбоубежищах на случай ядерной войны. А когда пришло время воду утилизировать, банки растащили на сувениры. Так, правда, уже вскрытая, жестянка от консервированной воды и попала в музей.

    Рядом с ней достойное место занимает консервированная свинина с горохом. Надпись довольно крупными буквами гласит, что данный продукт предназначен исключительно для жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока. И цена, видимо, соответствующая тому поясу, - 38 копеек за банку.

    Компанию раритетов разбавляет жестяная банка из-под советского пива. Она практически ничем не отличается от двух предыдущих жестянок, и ее тоже можно было открыть только с помощью консервного ножа.

    Партбилет на полочку

    Загреметь надолго в места лишения свободы могла бы модница, которой папа сшил куртку из обложек партбилетов. Хорошо, что рассмотреть выбитые на коже буквы "КПСС" можно было только вблизи, да и то только на "полочке", как называется эта деталь одежды. А попала эта уникальная куртка в музей из гаража, куда ее много лет назад определили за ненадобностью.

    - Эту редкую вещь подарила нам жительница Кирова, - говорит Рустем Валиахметов. - Она рассказала, что мечтала иметь кожаную куртку, и когда товарищи шили плащи из боксерских перчаток, ее папа придумал пустить в ход обложки от партбилетов. Он объездил все галантерейные магазины. Всего на куртку ушло около 120 обложек. Видно, что он старательно подбирал детали, чтобы слова "КПСС" не попали на заднюю часть куртки, ниже талии.

    Кстати, гардероб советских модниц разных эпох вытеснил из музея полку с книгами.

    - Книги мало кто рассматривает, а вот в кримпленовых платьях посетительницы охотно фотографируются, - рассказывает основатель музея. - Меряют олимпийские футболки, дембельскую форму и другие вещицы из советского гардероба.

    А еще здесь можно подобрать по размеру туфли - дорогие кожаные или попроще, из дерматина. Кстати, некоторые туфли попали в музей прямо с полки уцененных товаров. Так, первоначально за одну из пар туфель просили 25 рублей, но поскольку никто на них глаз не положил, цену скинули до четырех рублей.

    В музее можно встретить много экспонатов из разряда "чудеса советской техники".

    - Вот, к примеру, расческа-открывашка, - достает с полки универсальный экспонат Рустем Валиахметов. - Никто даже спорить не будет, что этот предмет разрабатывался исключительно для мужчин. При этом расческа была отвлекающим маневром, ее зубчики торчали из кармана рубашки, в то время как пивная открывашка была спрятана внутри. А вы говорите, в СССР ничего не было. Как бы не так!

    Поделиться