Министерство труда и соцразвития направило в министерства проект "Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года". Об этом сообщил заместитель министра труда Андрей Пудов. До 15 сентября продлятся консультации и согласования. Затем стратегический документ будет внесен для рассмотрения в правительство.
Главная цель, которую преследовала рабочая группа, завершая более чем двухлетнюю работу, начатую еще в прежнем Минздравсоцразвития, - увеличить устойчивость пенсионной системы, не сокращая при этом социальных обязательств государства перед пенсионерами.
То есть экспертам предстояло подготовить предложения по постройке в России такой пенсионной системы, которая бы соответствовала международным стандартам соцобеспечения граждан, и при этом учитывала экономическое положение в стране. В перспективе пенсионная система должна стать бездефицитной. Сейчас, напомним, объем бюджетных вливаний, компенсирующих дефицит Пенсионного фонда России, составляет порядка 1 трлн. рублей в год.
"Заткнуть" эту дыру можно разными путями. Простой технически, но непопулярный путь, чреватый всевозможными социальными осложнениями - "затянуть пояс", сократив расходы ПФР. Сделать это можно, повысив пенсионный возраст (сразу сократится число пенсионеров), уменьшив размер пенсий (например, "притормозив" индексацию), ограничив выплаты работающим пенсионерам. Все эти предложения экспертами обсуждались, в том числе, и при подготовке Стратегии 2020. В Минфине считают, что в той или иной степени такие жесткие меры применять все равно придется. Правда, относительно пенсионного возраста руководство страны высказалось однозначно - "не трогать". Но вот уменьшение темпов индексации и ограничение пенсионных выплат работающим с повестки дня не сняты. Наращивать дотации из федерального бюджета в пенсионную систему невозможно, Пенсионному фонду нужно искать внутренние резервы - такова позиция минфина.
В социальном блоке правительства подход иной: да, увеличивать устойчивость пенсионной системы надо, но не за счет пенсионеров. Мы только-только, с 2010 года стали гарантировать, что минимальная пенсия обеспечивает им прожиточный минимум. Средняя пенсия доросла до 9,7 тыс. рублей - это чуть меньше двух прожиточных минимумов. Выходя на пенсию, работник получает сегодня в среднем 37% утраченного заработка. Такие данные привел глава ПФР Антон Дроздов и подчеркнул, что отступать от этого уровня нельзя.
Действительно, международные требования - доход пенсионера должен быть не меньше 2,5 - 3 прожиточных минимумов, а коэффициент замещения заработка - не ниже 40%. То есть, мы наконец-то начали приближаться к нормам социальной защищенности стариков, принятым в цивилизованном мире. Но, заметим - пока лишь к нижней границе этой "нормы" (потому хотя бы, что в Европе, выходя на пенсию, человек имеет, как правило, 60-70% утраченного заработка).
Но если исходить из принципа, что ухудшать положение пенсионеров нельзя, а повышать страховые платежи тоже запрещено (налоговую нагрузку на бизнес решено не увеличивать), - то где все-таки взять деньги?
Очевидно, действовать по принципу "курочка по зернышку". Главные "внутренние резервы" за прошедшие два года, что шла бурная дискуссия, озвучивались многократно. Это, во-первых, огромное количество досрочных пенсионеров - фактически каждый третий работник начинает получать пенсию на пять и даже 10 лет раньше общеустановленного возраста (так называемые списки 2 и 1). Во-вторых, не мало льготников по тарифу - невеликие платежи в пенсионную систему вносят "самозанятые" - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д. В-третьих, по оценкам, до 40% реальных заработков по-прежнему остаются в тени, то есть страховые взносы с них не выплачиваются. Дроздов уточнил, что из 87 млн. граждан трудоспособного возраста экономически активное население составляет 70 млн. При этом реально платят в Пенсионный фонд 48 млн., с учетом работающих пенсионеров - 60 млн. человек.
Но борьба с "конвертами" - дело не простое, тут, по словам Дроздова, требуются комплексные усилия.
Что касается первых двух резервных источников, Минтруда подготовил конкретные предложения.
С 2013 года предполагается удвоить страховой пенсионный тариф для самозанятых, а также ввести дополнительные платежи за "вредность": 4% от зарплаты для работающих по 1-му списку и 2% - по 2-му.
В дальнейшем для "списочников" предполагается выстроить отдельную "корпоративную" модель пенсионного обеспечения - с привлечением банков, страховых компаний.
Кроме того, сохраняя пока пенсионную формулу, Минтруда предлагает увеличить нормативный период нахождения на пенсии. В 2012 году размер пенсии рассчитывают исходя из того, что "по нормативу" человек ее будет получать 18 лет. В 2013 году норматив составит 19 лет. По действующему закону дальнейшее увеличение этого срока не предусмотрено. По статистике же, утверждают в Минтруда и ПФР, "средний" пенсионер получает пенсию в течение 21 с небольшим года. Отсюда - "перерасход" в выплатах. Поэтому норматив нужно постепенно - по году за каждый последующий год - довести до статистической величины. Расчетный размер каждой пенсии при этом станет поменьше, расходы фонда сократятся.
Эти предложения, по словам Андрея Пудова, эксперты рабочей группы поддержали.
При этом самое серьезное разногласие, самая резкая "развилка" в подходах "экономистов" и "социальщиков" пока не преодолена. Это - пресловутый "накопительный вопрос".
Минтруда предлагает модернизировать накопительный механизм, сделав его строго добровольным. Сегодня 6% от заработка работников младше 1967 года рождения направляются на их индивидуальные счета вне зависимости от их пожеланий. Люди выбирают лишь, кто будет инвестировать их деньги - государство или частный бизнес - НПФ, управляющая компания. Большое количество "молчунов", считают в Минтруда, говорит о том, что люди не хотят и не умеют управлять своими инвестициями и по-прежнему целиком и полностью полагаются в пенсионных делах на государство. К тому же, после введения накопительного механизма с 2004 по 2011 год доходность инвестирования (149% у госуправляющего ВЭБа и 159% у НПФ) оказалась существенно ниже инфляции (215%). Страховая же часть будущей пенсии индексировалась за это же время опережающими инфляцию темпами (337%), что для будущих пенсионеров более выгодно. Значит, нужно дать людям возможность выбора - либо продолжать копить (тем, кто хочет), либо направить эти же 6% обязательных отчислений в солидарный сегмент пенсионной системы, на формирование собственной страховой части пенсии.
Провести такое "переформатирование" в одночасье не получится - нужен переходный период, пояснил участник рабочей группы замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин. Пока же - на ближайшие три года - Минтруда предлагает перераспределить накопительный тариф - направив 2% или 4% из 6% в страховую часть. Конкретных цифр в проект стратегии не вписывали, расчеты делались по нескольким вариантам. Но если решение будет принято, это позволит, "заняв" денег у будущих пенсионеров, обеспечить выплаты нынешним, не жертвуя индексацией текущих пенсий.
Еще на стадии обсуждения это предложение критиковалось и Минфином, и особенно - участниками финансового рынка. Сегодня объем накоплений достиг уже 1,8 трлн. рублей. Уменьшение "вброса" денежной массы для инвестирования эксперты оценивают по-разному. Одни указывают на то, что спектр финансовых инструментов для вложения пенсионных денег ограничен, а потому рынку сложно "переварить" такую денежную массу, и риски растут. Другие настаивают на сохранении действующего порядка, в противном случае ухудшится инвестиционный климат, подорвется доверие инвесторов, в том числе, внешних. В Минтруда признают, что консенсуса по этому пункту не достигнуто. Очередной "раунд" в поиске решения состоится в процессе бюджетного планирования в Минфине в ближайшие дни.