27.08.2012 12:35
    Поделиться

    В Уфе начался тренинг по онкопсихологии для медсестер

    В Уфе начался пятидневный тренинг по онкопсихологии для преподавателей Башкирского медуниверситета (БГМУ), медицинских колледжей  и медсестер, работающих в больницах республики. Он проходит под руководством профессора из Университета Вашингтона (г. Сиэтл) Френсис Маркус Льюис и профессора БГМУ Лейлы Ахмадеевой.

    Френсис Льюис - всемирно признанный специалист в области обучения медсестер, врачей, психологов и социологов специальным техникам помощи больным с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, а также их родным и близким.

    Подобный тренинг проводится в России впервые. Специально для него в течение целого года профессор Льюис и ее коллеги - лучшие американские специалисты по медсестринскому делу, онкологии, психологии и социологии разрабатывали программу обучения, подбирали статьи. Методики и техники, которые предлагается освоить российским специалистам, основаны на многочисленных доказательствах. Результаты их применения подтверждены наукой и практикой.

    - Это не то, что, например, придумал какой-то специалист и считает лучшим. Это - лучшее, что есть в мире, и оно должно быть применимо к нашим пациентам, - говорит содиректор тренинга, председатель Башкирского отделения Межрегионального общества специалистов доказательной медицины, профессор БГМУ Лейла Ахмадеева.

    Обучение пройдут 100 медсестер, сотрудники медуниверситета и медколледжей. В последние два дня профессор Френсис поработает с теми, кто в дальнейшем будет преподавать эти основы в учебных заведениях и на местах. Их отберут из числа слушателей.

    Кстати, обучение безвозмездное, так как оно организовано на средства гранта фонда Бристоль-Майерс-Сквибб, который выиграл в Америке Университет Вашингтона, работающий в партнерстве с БГМУ. Проект победил в жесткой конкурентной борьбе - подобных грантов удостоилось лишь пять исследований из нескольких сотен.

    Интересна сама история сотрудничества двух вузов. Началась она в 2009 году с личного контакта. Лейла Ахмадеева как руководитель международной службы Башкирского медуниверситета была на стажировке в университете Вашингтона в Сиэтле по программе Фулбрайта, где и познакомилась с Фрэнсис Льюис.

    - В том же году по нашему приглашению она приезжала в Башкортостан и выступила с лекциями на университетских неврологических чтениях и на большой межрегиональной конференции для сельских медсестер в Аскинском районе, состоявшемся в санатории "Танып", - рассказала Лейла Ахмадеева.

    - Я познакомилась тогда высококвалифицированными медсестрами, которые горят желанием помочь пациентам с тяжелыми недугами, - говорит Фрэнсис Льюис. - Я сама медсестра и видела много страдающих людей. 25 лет я применяю методики, которые необходимы медсестрам, чтобы помогать пациентам. Медсестры в любой стране работают совместно с врачами и должны знать, какую информацию можно и нужно сообщать больным.

    Чего греха таить: узнав неутешительный диагноз, и сам пациент, и его родные остаются один на один с проблемой. Доказано, что в течение года у более чем половины больных, что в США, что в России, нарастают признаки клинической депрессии. Как жить дальше, что делать, соглашаться ли на лечение, каковы перспективы? На эти вопросы сложно найти ответ самостоятельно. Есть ещё одна сходная черта: во время лечения, которое может длиться месяцами, ни сам пациент, ни те, кто за ним ухаживает, не отдыхают ни физически, ни морально.

    Во многом это связано с распространенным убеждением, что если позволить страдальцу говорить о болезни, то ситуация только усугубится. Поэтому во многих семьях вообще избегают этой темы. А ведь большинству пациентов важно высказать свои страхи, поделиться тревогами. Но они не находят слушателей. Между тем хорошо обученная медсестра может стать таким слушателем.

    - Она должна уметь слушать и разговаривать с пациентом и его родными, - говорит профессор Льюис. - Международные научные исследования подтверждают, что психологическое состояние больного и его окружения, а также то, как разговаривают и как слушают, влияет на метаболизм и на ряд биохимических процессов, происходящих в организме, на саму клетку и ход болезни. Применяемые нами методики уменьшают уровень стресса, который испытывают больные и их родственники, укрепляют иммунитет, поэтому процесс лечения и восстановления может идти намного эффективнее. То есть эти техники и методики становятся добрыми помощниками в деле выздоровления.

    Что касается самой структуры тренинга, то выделяются главные темы, с которыми нужно научиться работать. Два модуля посвящены онкологии и иммунологии. А дальше начнется проработка конкретных техник и методик, которыми должна владеть медсестра для того чтобы помочь пациентам справиться с негативными явлениями, сопровождающими лечение, такими как тошнота и рвота, снижение уровня лейкоцитов до опасных значений при химиотерапии, утомляемость и усталость, нарушение сна.

    Участники курса также узнают о техниках, которым могут научить пациента для того, чтобы он помог себе сам. Это сосредоточение и мышечная релаксация, визуализация, музыкальная терапия и тому подобное. Профессор Льюис убеждена, что пациента необходимо обучить определять симптомы, при возникновении которых необходимо срочно обращаться к врачу, и отличать их от самопроходящих. Кроме того, на тренинге будут проводиться ролевые игры, во время которых медсестры сами станут "пациентами".

    Интересно, что когда в семье тяжелым недугом страдает один, то и у других членов семьи состояние здоровья меняется далеко не в лучшую сторону. Поэтому им тоже требуется помощь.

    Фрэнсис говорит, что еще 10 лет назад заинтересовалась исследованиями уровня кортизола и катехоламинов как реакции на стресс у родных пациентов с онкозаболеваниями. Эти идеи нашли продолжение в нынешних работах, которые хорошо поддерживаются финансово в США и других странах, так как сегодня убеждать в необходимости и перспективности таких исследований уже не приходится.

    Коллеги же профессора Льюис, работающие в Башкирском медуниверситете, уже 20 лет назад были готовы разрабатывать эту тему, но не располагали необходимой материально-технической базы.

    Как отметила доцент кафедры педагогики и психологии БГМУ Елена Липатова, которая помогает американке адаптировать информацию для российского слушателя, радует, что методик и техник много. Это дает возможность подобрать какие-то конкретные для каждого пациента. И делать это, основываясь не на его эмоциональных особенностях, а на объективных данных, включая лабораторные.

    - У нас тоже есть методики, но их применение базируется на вере, а не на доказательствах, - уточняет она. - Поэтому мы не знаем, насколько они эффективны.

    Фрэнсис Льюис заявляет, что верит в потенциал российских специалистов.

    - Я уверена, что если хотя бы часть из них, вернувшись в больницы своих городов и районов, начнут применять то, чему научились во время нашего курса, это будет большим прорывом. Я побывала в ваших поликлиниках: там есть возможность проводить групповые занятия с пациентами. Это важно, ведь результаты появляются даже тогда, когда пациент занимается с медсестрой раз в неделю в течение двух месяцев. - говорит она.

    Как отметила профессор Лейла Ахмадеева, проект рассчитан на два года. На следующий год планируется аналогичный тренинг по онкопсихологии для новой группы слушателей и исследование по оценке результатов проведенной работы.

    Поделиться