03.09.2012 23:35
    Поделиться

    Латвия хочет привлечь капитал из России с помощью налоговой реформы

    Латвия надеется, что новая налоговая реформа поможет ей перетянуть российских инвесторов с Кипра
    Недавно власти Латвии заявили о реформировании своей налоговой системы в сторону создания "благоприятных условий" для иностранных инвестиций. Со следующего года страна понижает ставку НДС до 21% и вводит особый фискальный режим для международных холдингов. Эта мера прежде всего ставит целью привлечение капитала из России. Будет ли этого достаточно, чтобы отечественные предприниматели отказались от инвестирования по такому традиционному направлению, как Кипр?

    Поправки к закону "О подоходном налоге с предприятий" были приняты Латвией в декабре 2011 года и могут вступить в силу с 2013 года. Даже если это произойдет, то налог на прибыль по-прежнему остается слишком высоким по сравнению с Кипром - 15%, против 10% соответственно. Хотя, возможно, Латвия надеется "заманить" инвесторов тем, что этот показатель все равно ниже, чем в большинстве стран Европы.

    "Однако в отличие от Кипра между Латвией и Россией до сих пор нет действующего налогового соглашения. И это должно стать главным тормозящим фактором "поворота" наших инвесторов в сторону Латвии, - говорит партнер компании "Эрнст энд Янг" Владимир Гидирим. - Те, кто утверждает обратное, скорее всего, не берут в расчет факт отсутствия каких-либо проектов налогового соглашения с Латвией. Следовательно, дивиденды, выплачиваемые из России в Латвию, будут облагаться налогом в РФ по ставке 15%, а не 5%, как в случае с Литвой и Кипром".

    Но с этим согласны не все эксперты. "Соглашение об избежании двойного налогообложения между Латвией и Россией было подписано в конце 2010 года. И сейчас законопроект о его ратификации находится на рассмотрении в российском парламенте. Ожидается, что он будет одобрен в 2013 году", - пояснил "РБГ" заместитель исполнительного директора компании DS Express, Inc. Александр Захаров.

    Владимир Гидирим напомнил, что Латвия долгие годы активно поддерживала потоки капиталов, мягко говоря, "сомнительного происхождения". При этом отсутствие соглашения с Россией об обмене налоговой информацией лишь усугубляет сомнения бизнеса в "прозрачности" делового имиджа Латвии. "Инвестиционные бизнес-структуры должны строиться по принципу соответствия общей деловой цели и транспарентности. А не приветствовать, скажем, то, что кто-то в России не сможет получить объективную картину твоего рынка. В этом смысле Латвия ничем не отличается от Британских Виргинских островов, так как информация оттуда в РФ не раскрывается", - заметил аналитик. А Кипр такую информацию раскрывает по обоснованному запросу, строго отталкиваясь от статьи 26 налогового соглашения.

    Однако Александр Захаров полагает, что статья обмена налоговой информацией в двусторонних соглашениях не панацея от недобросовестности конкретных лиц в любой стране. И может быть аргументом только для российского корпоративного клиента. "Уже более $1 млрд российского капитала выведено из банков Кипра в латвийскую банковскую систему, что характеризует возросшее доверие к ней", - говорит специалист.

    Тем не менее невольно возникает вопрос: где гарантия, что Латвия сможет завершить свою фискальную реформу в срок, учитывая, что регуляторы ЕС находятся не в самом "дружелюбном" настроении для адаптации сомнительных налоговых режимов? "Вряд ли это у них получится в срок..." - сомневается Владимир Гидирим, аргументируя свою позицию тем, что Еврокомиссия должна будет сначала одобрить все тонкости изменений латвийского законодательства. Причем как минимум на соответствие Европейскому кодексу налогового поведения, а для такого анализа требуется немало времени.

    Однако, напоминает Александр Захаров, названный кодекс не является обязательством для государств - членов ЕС в форме закона, а только определяет общие контуры целей и задач согласованного развития налоговой политики внутри ЕС по принципу недискриминации. И здесь налоговые мероприятия Латвии полностью соответствуют как принципам кодекса, так и положениям о запрете предоставления государственной помощи в форме налоговых льгот. "В ЕС введенные в Латвии изменения в закон не требовали предварительного одобрения Еврокомиссии, поскольку не устанавливают специальный режим для ограниченного круга налогоплательщиков", - пояснил Захаров.

    Однако, по мнению Владимира Гидирима, инвесторы скорее ориентируются на нулевое налогообложение дивидендов, полученных и выплаченных из холдинговой компании. А также на нулевой налог на прирост капитала (capital gain). Поэтому пока альтернативы по налоговой эффективности Кипру, с учетом наличия налогового соглашения с РФ, в Европе просто не существует. Хотя, по словам Александра Захарова, именно это и произойдет с Латвией в 2013 году. "Там обнулятся налоги на прирост капитала и на входящие и исходящие дивиденды в схему выплат (за исключением выплат в офшоры)", - дополняет Захаров.

    Поделиться