Забытую древнерусскую книгу "Палея" перевели на современный язык

В 6914 (1406) году, 29 июня, в день памяти святого апостола Иуды, раб божий Варсонофий, монах Коломенского монастыря, поставил последнюю точку в книге, вокруг которой на Руси многие века будут бушевать страсти. Она будет ходить по городам и весям во множестве списков, просвещая церковных православных служителей, поскольку, кроме них, мало кто владел грамотой.

... Потом о ней как бы забыли.

Потом, много веков спустя, вспомнили. Но обнаружилось, что к этому времени забыли древнерусскую грамоту, на которой была исполнена "Палея".

Потом оказалось, что пропала "Палея Толковая", сгинула во тьме веков, которые называли себя просвещенными. Старатели российской словесности и культуры высвободили ее из небытия в конце ХIХ века, и "Палея Толковая" увидела свет в оттисках менее сотни экземпляров, не переведенных на русский язык.

Потом опять забыли, потому что власть светско-советская объявила религию "опиумом для народа".

Наконец, мы вспомнили, кто мы и откуда. В 2002 году судьбой Великой Книги России проникся лауреат Государственной премии РФ писатель и издатель Вацлав Михальский - "Палея" была издана, но на языке оригинала. И сразу стала библиографической редкостью. Теперь она выходит тиражом в двести пять экземпляров на двух языках - на языке оригинала и на современном русском.

Что заставило Вацлава Михальского взяться за столь хлопотное и едва ли прибыльное дело?

- Большинству наших сограждан кажется, что сегодня не происходит никаких выдающихся событий ни в культурной, ни в научной жизни России, - отвечает писатель. - С нами давно играют на понижение. Все внимание уделено дешевому балагану, попсе - два прихлопа, три притопа и т.д. и т.п.

На самом деле и сегодня происходят значительные события в духовной жизни нации - в науке, культуре, искусстве. Но эти события отброшены за обочину, в бурьян и лопухи, о них никто даже не подозревает. Фигура умолчания - самый продуктивный способ уничтожения всего выдающегося...

Да, "Палея Толковая" - книга из тех, которые причисляют к церковным. Одни ее воспринимают как толкование Ветхого Завета, другие - как дискуссию, в которой христианские проповедники славят свою веру. Все это в "Палее" есть. Но в ней есть и кое-что другое.

Вот это "кое-что" и роднит "Палею Толковую" с энциклопедиями, позволяет поставить ее в один с ними ряд. Страницы книги "нашпигованы" невероятным количеством сведений нерелигиозного характера - 1110 развернутых комментариев нонпарелью, втиснутые в 74 страницы, позволяют нам понять, насколько высок был культурно-образовательный уровень авторов "Палеи". И это только начало в изучении и расшифровке великого наследия.

Вокруг этой книги на Руси многие века бушевали страсти.

Авторы излагают нам самые современные (на уровне (X-XI вв.) сведения о строении Вселенной, о воде и ее круговороте в природе, о жизненных циклах человека, временах года, о лунных и солнечных затмениях, о пустословах, душе человека, его уме и где он, ум, прячется, о женщине и ее покорности мужу...

Как бы наивно ни выглядели их представления о строении Вселенной и анатомии человека, они оставили нам лучший памятник своему времени. Всего тысячу с небольшим лет, как наступила новая эра. Еще не было татаро-монгольского ига, но уже шло к закату иго хазарского каганата. Умнейшие, прозорливейшие люди Руси как бы предчувствовали: пустим на себя тех или других - нам не выжить. Нам не жить!

Они уже выбрали после долгих и мучительных раздумий себе веру; приняли христианский крест. Отныне и во веки веков. Надеялись на христианскую Византию, но вышло, надо надеяться на себя.

У них были наивные - до смешного - знания о человеке и Вселенной, о природе и Боге. Но они истово спорили и отстаивали свою духовную независимость. Они признавали знания, но не кабалу идей.

В самых древних пластах на раскопках Москвы мы вряд ли наткнемся хоть на один ее экземпляр. Даже на пару страниц из того сочинения если они и были, то только по монастырям. В Коломенском, к примеру. А в русской глубинке еще и грамоту мало кто знал. Между прочим, в это же время в Европе горели костры инквизиции, шли на костер и на дыбу великие умы человечества, а русские мудрецы создавали "Палею Толковую". Она ведет высокоинтеллектуальную дискуссию с религиозными философами, мнящими себя мудрецами в последней инстанции! И "по пути" нисходит до бытовых проблем и народного просвещения, открывая для своих читателей не Америки - бездонные глубины человеческой души.

Нет, что ни говорите, а повезло нам на пращуров.