Новости

14.09.2012 00:08
Рубрика: Культура

Штрих-код успеха

Цифровой российский павильон - лучший на Венецианской биеннале
2012-й - трудный год для знаменитой Венецианской биеннале. Как туманно заявил куратор выставки архитектор Дэвид Чипперфильд, в год экономических тревог выставка дает шанс заложить в перспективу безусловные индивидуальные архитектурные достижения, которые протягивают нить из прошлых лет в наши общие заботы и ожидания. Выставка посвящена теме объединения архитектурных сил на общей почве - "точкам соприкосновения".

Трудный год чувствуется уже при первом беглом взгляде на обычно оживленные переулки венецианского Арсенале и тропы парка Джардини - территории, давно обжитые выставкой. Пусто в парке, непривычно пусто и в большинстве павильонов. Венеция в этом году страдает от резкого снижения числа туристов, что очень заметно здесь, на биеннале.

Поэтому особенно приятно, что в Российском павильоне всегда много посетителей: он здесь самый популярный. Экспозиция i-citi/i-land посвящена проекту инновационного наукограда Сколково - инновации использованы и в самом принципе организации павильона, предложенном архитекторами Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым.

На первом этаже павильона вы попадаете в загадочно темное пространство, где звездами светятся глазки, - заглянув, можно увидеть фотодокументы, рассказывающие о засекреченной истории развития наукоградов в СССР. Во мраке высвечиваются стенды, перечисляющие десятки разбросанных по всей стране советских научных центров: Дзержинск, Новоуральск, Миасс, Обнинск, Кольцово, Заречный, Мирный... Сама идея "глазков", через которые посетители "подсматривают" за тем, как выглядели эти наукограды и как жили там люди, должна ежеминутно напоминать об унизительном положении советской науки: она была "зоной", "шарашкой", вариантом трудового лагеря, ее отгораживала от страны и мира колючая проволока, а ученые работали под конспиративными кличками - псевдонимами. При несомненной эффектности воплощения, эта идея малосведущим в советской истории людом, как мне показалось, считывается с трудом: большинство посетителей, растерянно потоптавшись в звездной мгле, спешат на второй этаж - там все и начинается.

Здесь, при входе, вам выдают электронный планшетник, который станет гидом по павильону, раскрывая его скрытые от невооруженного глаза тайны. Пространство этих залов более напоминает антураж фантастического фильма в духе незабвенной "Матрицы": здесь солируют неведомые технологии, загадочные узоры и мерцающие квадраты с QR-кодами. На эти светящиеся квадраты нужно наводить свой планшетник, и тогда на его дисплее проявятся фотографии, схемы, чертежи и тексты, подробно рассказывающие о многочисленных проектах российского Города инноваций. Мы увидели как бы воплощенную идею внешне пустого, а на самом деле сверхплотного информационного пространства.

Говорят, что предложенный авторами российской экспозиции проект поначалу вызывал сомнения: пустые, хоть и эффектные залы могли озадачить посетителей. Но сразу после открытия павильона стало ясно, что авторы-архитекторы оказались замечательными психологами: они учли детскую страсть людей любых возрастов к игре, к тому же игре технологической, новаторской, виртуальной. Как только в руках оказывается тонкий, легкий, изящный планшетник, с посетителями павильона происходит некая метаморфоза: они теперь во власти простого любопытства. Они чувствуют себя участниками научного эксперимента, с радостью исследуют возможности полученного технического чуда и, считывая с дисплея бездну информации, получают куда более полное представление о российском наукограде, чем если бы они рассеянно бродили, как в других павильонах, вдоль однообразных макетов и фотографий.

Надо сказать, кризисный год заметно сказался на содержании большинства национальных павильонов: в них использованы главным образом простейшие легкие инсталляции, а чаще всё ограничивается фотографиями и видеопроекциями, но экраны мерцают в гулкой пустоте. Некоторые из павильонов даже козыряют этой демонстративной пустотой огромных пространств, вместивших парочку фотографий и скамейку для созерцания.

В сущности, идея любой выставки - обмен идеями. Этот принцип Венецианская архитектурная выставка 2012 года, менее чем обычно похожая на парковый аттракцион, осуществляет в чистейшем, даже, пожалуй, дистиллированном виде: идеи витают в чересчур разреженном воздухе. Поэтому таким событием стал заслуживший общее признание российский павильон, ради которого многие и приходят на биеннале.

Культура Арт Венецианская биеннале Гид-парк Кино и театр с Валерием Кичиным РГ-Фото