07.09.2012 11:58
    Поделиться

    Прокуратура Башкирии: Число жалоб от населения выросло в полтора раза

    Прокуратура Башкирии: За год число жалоб от населения выросло в полтора раза
    Прокурор Республики Башкортостан Сергей Хуртин ответил на вопросы читателей "РГ".

    Сергей Анатольевич, практически в каждом письме, приходящем в "РГ", люди рассказывают: когда они жалуются на какоето ведомство в вышестоящие инстанции, их жалоба вновь "спускается" в ту же структуру. Насколько это законно?

    Сергей Хуртин: Не секрет, что многие люди предпочитают свои обращения отправлять сразу в головные структуры в Москву и при этом полагают, что их жалоба непременно будет рассматриваться персонально московскими чиновниками.

    Однако в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" первичное обращение должно быть рассмотрено в том ведомстве, к компетенции которого относится. И если человек не доволен результатами, он вправе подать повторное заявление.

    Что касается переадресования жалобы в то же самое ведомство, эта мера не означает, что обращение вновь будет рассмотрено должностным лицом, чье решение не устроило заявителя. Тем более что ответ ему придет уже от имени руководителя, который обязан вникнуть в суть дела.

    С сожалением отмечу, что многие заявители недостаточно ориентируются в том, куда следует обращаться для разрешения проблемы. Лучше эти моменты уточнять заранее.

    А много ли обращений поступает напрямую в прокуратуру и непосредственно вам?

    Сергей Хуртин: За последние шесть лет количество жалоб, поступивших в прокуратуру, увеличилось на 50 тысяч. Так, в прошлом году к нам обратилось порядка 88 тысяч граждан. Если же считать прецеденты, когда были восстановлены права трудовых коллективов, например, на своевременную и справедливую оплату труда, то за одной жалобой стоят сотни, а гдето и тысячи людей.

    Прием ведется всеми сотрудниками прокуратуры от руководства до начальников структурных подразделений. Если у посетителя возник юридический вопрос, он также может получить консультацию. В прошлом году я принял 37 человек.

    Расскажите, пожалуйста, о случаях наказания чиновников за неисполнение должностных обязанностей, связанных с обращением граждан.

    Сергей Хуртин: Таких нерадивых специалистов сегодня наказывают гораздо чаще, чем считают многие. Хотя административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан была введена относительно недавно - в июле 2011 года. И уже во втором полугодии прошлого года по ней были возбуждены 23 административных дела, все виновные наказаны. А в первом полугодии 2012 года уже рассмотрено 98 таких дел. 88 из них касаются должностных лиц из органов местного самоуправления, 10 - сотрудников учреждений республиканского уровня. Оштрафованы 33 человека. Еще 68 чиновников наказаны в дисциплинарном порядке по результатам прокурорских представлений, вынесенных в адрес глав администраций сельских поселений за то, что необоснованно отказали в приеме обращений от населения, оставляли их без рассмотрения и письменного ответа.

    По каким вопросам чаще всего приходят, звонят или пишут жители республики в ваше ведомство? В нашу редакцию, к примеру, больше всего сигнализируют о проблемах в сфере ЖКХ.

    Сергей Хуртин: Да, это направление работы является одним из самых приоритетных и у нас. Большая часть жалоб связана с неправомерными действиями управляющих организаций и практически каждая из них обоснована. Потребители стали считать свои деньги, которые платят за коммунальные услуги, соотносить платежи с качеством услуг.

    В прошлом году к административной ответственности привлечены 250 должностных лиц, они оштрафованы на сумму более полумиллиона рублей. После вмешательства прокуроров населению возвращены в общей сложности 136 миллионов рублей, незаконно начисленные за жилищнокоммунальные услуги. В ряде случаев по требованию прокуратуры руководители управляющих компаний были дисквалифицированы.

    Второе место среди жалоб по актуальности сегодня занимают нарекания на порядок выплат пособий представителям социально незащищенных категорий населения. Помогает ли прокуратура в решении этих вопросов?

    Сергей Хуртин: Немало жалоб от ветеранов войны, членов семей погибших или умерших фронтовиков касается отказа муниципалитетов в постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Только один пример: в Сибае прокуратура пришла к выводу, что мэрия незаконно отказалась взять на учет ветерана Великой Отечественной войны, проживающего в ветхом доме, но при этом зарегистрированного в квартире дочери. Оказалось, что старика прописали по адресу дочери для оформления пенсии, но фактически жить в городе с ее семьей ему было проблематично. По иску прокурора Сибая суд обязал городские власти поставить фронтовика на учет. Сегодня он получил сертификат и уже переехал в новую квартиру.

    Пожилые люди часто сообщают о нарушениях их прав на социальную поддержку, в том числе на получение бесплатных лекарств. Так, только после вмешательства прокуратуры Советского района Уфы 73-летней пенсионерке, страдающей тяжелыми хроническими заболеваниями, выданы бесплатные лекарства, рецепты на которые поликлиника не выписывала, ссылаясь на их отсутствие в аптеке.

    Судя по письмам, в числе злободневных вопросов - незаконная установка рекламных конструкций. Как бы вы посоветовали поступить жильцам домов, которые подверглись такому "рекламному нашествию"?

    Сергей Хуртин: По закону, рекламные конструкции размещаются на жилых домах лишь с письменного согласия жильцов. При этом случаи неправомерного использования общедомового имущества встречаются почти на каждом шагу. Так, по иску прокурора Уфы в интересах пенсионера и инвалида недавно была снята вывеска кафе, размещенная на его балконе. Жильцам нужно, не теряя время, обращаться за защитой своих прав в прокуратуру, не дожидаясь, когда баннеры и вывески уже появятся на стенах без их согласия.

    Еще одно обращение в редакцию: 79-летний житель деревни Бакалдино Архангельского района Асхат Мирсаяпов уже около десяти лет пытается доказать, что руководители местного СПК умышленно разорили жизнеспособный совхоз. Несколько раз по его обращениям возбуждались уголовные дела по признакам мошенничества должностных лиц, но каждый раз прекращались. Пожилой человек не сдается и продолжает стучаться во все инстанции. Вы знакомы с этим делом?

    Сергей Хуртин: Да, знаком. Действительно, по итогам проверки финансовохозяйственной деятельности СПК "Бакалдинский", проведенной Госконтролем РБ еще в 2006 году, были возбуждены два уголовных дела по фактам недостачи крупного рогатого скота на общую сумму более 400 тысяч рублей и хищений имущества предприятия на сумму свыше 200 тысяч рублей.

    По результатам расследования производство по уголовным делам неоднократно прекращалось. Районная прокуратура отменяла решения следственных органов, поскольку расследование не было проведено должным образом. Сейчас оно возобновлено и находится у нас на контроле. В адрес руководства отдела полиции по Архангельскому району внесено представление о привлечении к ответственности сотрудников, виновных в волоките и прочих нарушениях при расследовании дел о злоупотреблениях в СПК "Бакалдинский".

    Знаете, я отношусь с большим уважением к людям, которым небезразлично происходящее вокруг них, болеющим душой за восстановление справедливости. Подчас именно благодаря их настойчивости удается разглядеть целый пласт сложнейших проблем, недоработки в деятельности чиновников и принять соответствующие меры.

    Как вы сами оцениваете эффективность работы прокуратуры?

    Сергей Хуртин: Проблем и задач предостаточно, но мы не сомневаемся, что справимся с ними.

    Поделиться