"Марш миллионов" показал главную проблему протестного движения

"Марш миллионов", состоявшийся в минувшую субботу, показал сразу несколько качественных признаков протестного движения в новом политическом сезоне.
 
 
 

ФОТОРЕПОРТАЖ

 
 
 
 
 

Акция, которая началась в час дня с шествия, продолжилась митингом на проспекте Сахарова до десяти часов вечера. Но число людей, которые на митинге дождались выступления Алексея Навального (а он был в первой десятке взявших слово), было в разы меньше числа участников шествия. Протестный потенциал по-прежнему достаточно велик, и люди готовы выходить на улицу, но в третий раз слушать одних и тех же людей, которые говорят примерно одни и те же вещи, протестующие уже не готовы. А к моменту окончания митинга, на который была анонсирована акция гражданского неповиновения под лозунгом "Мы не уйдем", на проспекте остались только автор идеи Сергей Удальцов, три десятка его сторонников и полсотни журналистов.

Впрочем, стоит отметить действия московской полиции: вовремя поняв, что люди расходятся, чтобы погреться, перекусить и вернуться к 22.00, она уже с половины девятого вечера полностью перекрыла вход на мероприятие, сохранив возможность свободного выхода.

Самый длинный митинг оппозиции стал, по сути, смотринами, в которых мог участвовать практически любой более-менее известный политик, претендующий на роль компромиссного лидера, объединившего диаметрально разные платформы. Но вместо этого неоднозначная идея обнажила, пожалуй, главную проблему протеста: спикеры закончились за два с половиной часа до окончания мероприятия, большинство участников разошлись, а однозначного четкого лидера обнаружено не было.

Еще одной особенностью стало стремительное смещение протеста "влево". На проспекте Сахарова ощутимо преобладали красные и черные флаги. Коммунисты, марксисты и социалисты доминировали не только на площади, но и на трибуне, и это объяснимо: во время серьезных экономических кризисов левая риторика всегда становится особенно популярна. Очевидно, именно поэтому к блоку политических требований на этот раз добавился социальный: заморозка цен на ЖКХ, право на забастовку и увеличение расходов на образование и здравоохранение. Эффективность этого хода пока неочевидна: аналогичные предложения высказывают как минимум две парламентские партии из четырех, и у них, в отличие от несистемной оппозиции, есть хотя бы теоретическая возможность их реализовать.

 
 
 
 
 
 

Но главным индикатором субботней протестной акции стал бесспорный факт, уже зафиксированный многими экспертами и политологами. Энергия первотолчка, который в декабре прошлого года дал мощный старт протестному движению, практически иссякла, и пока не произойдет чего-то столь же выдающегося, как предыдущие думские выборы, численность демонстрантов марша миллионов вряд ли будет многочисленной.