17.09.2012 23:00
    Поделиться

    Взыскание убытков от деятельности картелей может помочь российскому бизнесу

    Многие предприниматели, особенно импортеры, и не догадываются, что буквально сидят на золотой жиле, которая без особых затрат и хлопот позволит получить неплохую прибавку оборотных средств. Речь о взыскании пострадавшими от ценовых сговоров убытков в виде монополистической надбавки.

    Ежегодно антимонопольные органы США и EC вскрывают несколько крупных картелей, взыскивая с заговорщиков многомиллионные штрафы. Однако жертвам картельного сговора необходимо самостоятельно биться за соответствующую компенсацию посредством частно-правового производства, поскольку взимаемые властями штрафы не компенсируют понесенные ими убытки.

    В Европе и США сформированы правовые институты, способствующие предъявлению таких частных исков. Они открыты и для российского бизнеса. Важно, что процесс доказывания облегчен при наличии соответствующего решения антимонопольного ведомства ЕС. Жертвы раскрытого сговора должны лишь доказать факт покупки товара у участника картеля или получения у него услуги.

    В последние годы в суды Англии и Уэльса были направлены иски о взыскании убытков в связи с деятельностью в таких сферах, как воздушные грузовые перевозки, углеродная продукция, автомобильные стекла, метионин, парафин, технические полиэтиленовые пакеты и нефтеналивные шланги. Размер требований исчисляется сотнями миллионов долларов.

    В вопросах публичного преследования сговоров Россия не исключение. Российское антимонопольное законодательство также позволяет частным лицам, пострадавшим от незаконной деятельности картелей, взыскивать причиненные им убытки.

    Конечно, взыскание убытков частными лицами в России сопряжено с определенными сложностями, однако работа по защите прав российских бизнесменов может производиться и экстерриториально, в частности в судах Англии, иных стран ЕС, США. Тем не менее десятки картелей уже выплачивают убытки потерпевшим. Потенциально в число лиц, пострадавших от их противоправной деятельности, могут войти многие российские компании.

    В западной деловой среде бытует мнение, что, выступая в качестве инициатора спора, бизнес повредит своей репутации, выступая главным обвинителем. Как показывает практика, это ошибочный взгляд на вещи, однако стоит ли переубеждать в этом западный бизнес, когда российские предприниматели могут занять данную нишу?

    К уже возбужденному процессу охотно присоединяются и крупные игроки западного рынка - при том понимании, что они выступают третьими лицами с самостоятельными требованиями. Показательно, что одна из самых успешных для истцов тяжб - дело о морских нефтеналивных шлангах - была инициирована государственной нефтяной компанией Ливии, а не одной из глобальных корпораций-нефтепроизводителей. Последние, впрочем, охотно включились в идущие процессы.

    Несколько лет назад национальным антимонопольным органам США и ЕС удалось выявить несколько случаев недобросовестной конкуренции на мировом рынке перевозок. В 2010 году Европейская комиссия оштрафовала 11 крупнейших международных авиаперевозчиков на 799 млн евро за ценовой сговор с целью контроля над тарифами на рынке воздушных перевозок.

    На протяжении шести лет авиаперевозчики координировали величину наценки на топливо. Посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений авиакомпании поддерживали выгодные им тарифы для всех типов перевозок. В первую очередь жертвами картеля становились транспортно-экспедиционные компании, которые выступали посредником между перевозчиком и грузоотправителями, оказывая последним услуги по организации транспортировки груза и прохождению всех формальных процедур.

    В сентябре 2008 года компании, импортировавшие цветы из Колумбии и Кении, обратились в Лондонский суд с иском против British Airways и потребовали компенсировать понесенные ими убытки. В июле 2010 года British Airways заявила ходатайство о привлечении к участию в деле 34 авиакомпаний, также принимавших участие в ценовом сговоре. Аналогичные дела по перевозкам на других направлениях находятся в производстве в судах США и Канады.

    В ходе процесса истцам и ответчикам уже удалось достичь семи мировых соглашений о компенсационных выплатах лицам, пострадавшим от картельного сговора. Общий размер распределенных компенсационных фондов составляет около 250 млн долларов. Соглашения об урегулировании могут распространяться и на отечественные компании, которые оплачивали услуги по воздушной перевозке грузов у одного или более ответчиков с 2000 по 2006 г. включительно.

    Таким образом, основанная на частной инициативе система взыскания убытков от деятельности картелей - новое и перспективное направление защиты российского бизнеса. Поиск жертв картелистов, минимизация их издержек в ходе взыскания, обеспечение эффективности процедуры - для решения этих задач требуются профессионалы. Защитить свои права, компенсировать убытки и при этом помочь отечественному платежному балансу - реально!

    Илья Никифоров, управляющий партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры"

    Поделиться