Целебные эмоции
О целебных свойствах чтения говорили еще в царской России. Но в наше время библиотерапия перешла в разряд забытых методов лечения. Руководитель Липецкой Центральной городской детской библиотеки имени Михаила Пришвина Галина Гурьева сочла это несправедливым. Ведь книга оказывает мощное воздействие на психику человека, тем более ребенка. Вместе с сотрудниками библиотеки разработали цикл занятий. И направились врачевать с помощью слова в детские больницы.
- Занятия довольно просты, - рассказывает Галина Гурьева. - Первый этап - просто чтение. Мы собираемся все вместе, садимся и начинаем выразительно читать. Затем закрепляем прочитанное. Это может быть викторина. Или конкурс рисунков. Или даже спектакль, в котором участвуют сами дети.
Работники здравоохранения идею сразу подхватили.
- Врачи понимают, насколько это важно, - говорит начальник отдела управления здравоохранения Липецкой области, врач-педиатр Светлана Коротеева. - Ведь, попав в больницу, ребенок страдает и от того, что оторван от дома, не говоря о самой болезни. А книжка дает ребенку положительные эмоции, которые так необходимы, чтобы справиться с болезнью. Кроме того, подобные занятия помогают создать в стационаре домашнюю атмосферу, что также необходимо малышам. Но самое главное, сказка дает моральную поддержку - ожидание, что все закончится хорошо. И ребенок успокаивается.
Лекари - библиотекари
По словам Галины Гурьевой, не каждый библиотекарь может стать библиотерапевтом.
- Одного знания литературы недостаточно, - говорит она. - Конечно, необходим педагогический талант. Но главное - любовь к детям.
Все занятия проходят под наблюдением врачей.
- Важно, чтобы профессиональные медики оценивали то, что мы делаем, - рассказывает автор проекта. - Ведь главный принцип нашей работы - "Не навреди!". И мы можем ошибаться, что-то неправильно делать. Или наоборот - стараться, а должного эффекта не получить.
На сеансах библиотерапии присутствуют дети всех возрастов. Для каждой категории предусмотрена своя программа. А иногда старшеклассники желают участвовать вместе с малышами. Библиотекари только "за". И это приводит к тому, что старшие начинают ухаживать за младшими.
Не менее важным было не остановиться на одном-двух занятиях, а вести подобную работу систематически. И тут идеей Галины Гурьевой загорелись ее коллеги из других библиотек. Было решено разбить город на 27 секторов - по числу библиотек в Липецке, и закрепить за каждой по лечебно-профилактическому учреждению. Впоследствии к этой работе присоединились и другие учреждения районов, в которых находились библиотеки, - спортивные, художественные, музыкальные и общеобразовательные школы, детские сады, детско-юношеские центры. Совместная работа библиотекарей и медиков вылилась в уроки здоровья, познавательные часы, читательские конференции, встречи с врачами.
Все делалось на чистом энтузиазме. Правда, впоследствии Центральная городская библиотека им. М. М. Пришвина за свой пилотный проект получила грант от благотворительного фонда.
Правильно подобрать книги для библиотерапии - тоже наука. Так, выяснилось, что больше всего маленькие пациенты любят книги о животных. Они успокаивают, создают позитивный фон.
Если ребенок стеснительный, библиотекари начинают работать с ним со считалок и кричалок.
Отличным лекарством являются веселые книги - Носова, Драгунского, Зощенко, Хармса и других. Через сказки дети получают то, что не могут получить в жизни. При этом более востребованы русские народные сказки. Самой популярной оказалась "Репка". Она особенно помогает, если после выразительного чтения сделать ее театральную постановку.
- Эта сказка учит дружбе, - говорит Галина Гурьева. - И как никакая другая напоминает о семье.
Но есть и такие книги, которые библиотерапевты категорически не рекомендуют. Это ужастики.
- Не все книжки оказывают положительное влияние на здоровье человека, - говорит автор проекта. - Нужно выбирать то, что создает радостный, положительный фон.
Белый халат не страшен
Медики, работающие с библиотерапевтами, отмечают - для маленьких пациентов подобные занятия проходят на одном дыхании. И даже когда библиотекари покидают стационар, малыши продолжают жить в атмосфере сказки - рисуют персонажей, с которыми только что познакомились, или сами перевоплощаются в них, устраивая театральную импровизацию прочитанного.
Врачи официально заявляют - библиотерапия влияет на скорое выздоровление детей. Кроме того, по наблюдению медиков, после занятий в отделении реабилитации для детей с неврологической патологией больные становились спокойнее. И начинали более позитивно смотреть на мир.
Подобные "уроки" также учат детей общаться, воспитывают их нравственно и духовно. И еще один важный момент - в групповых занятиях вместе с библиотекарями и детьми участвуют врачи и медсестры. И маленькие пациенты начинают по-другому воспринимать и врачей. Не как "злодеев в белых халатах, которые делают уколы", а как друзей, которые им обязательно помогут.