20.09.2012 09:40
    Поделиться

    Симфонический форум на Урале собрал ведущие региональные оркестры

    В Екатеринбурге во второй раз по инициативе Свердловской филармонии проходит Симфонический форум, который стал площадкой для региональных оркестров.

    Во II Симфоническом форуме участвуют девять маэстро, шесть ведущих региональных оркестров - из Волгограда, Белгорода, Красноярска, Петрозаводска, а также столичная "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета. Екатеринбург представляют два коллектива.

    Форум дает возможность поставить диагноз и оценить состояние симфонической жизни страны. Проект развивает идею Фестиваля симфонических оркестров, который с 2006 года с огромным успехом проходит в Москве и представляет достижения мирового симфонизма.

    - Эта филармония все время ищет какие-то новые и невероятные формы развития филармонического жанра, - считает прославленный дирижер Дмитрий Китаенко. - Трудно представить, чтобы дирижеры могли поговорить о своих проблемах не в частном порядке, а приехать и высказаться о том, что наболело, посоветоваться, пообщаться. Это, по-моему, первый случай не только в России, но и в мире.

    Намечены две наболевшие темы для обсуждения. Одна - оркестровый менеджмент как залог успешного существования оркестра. На семинаре поделится опытом с коллегами директорат "Виртуозов Москвы", Немецкого симфонического оркестра (Берлин) и Омской филармонии. Участники обсуждений попытаются ответить на вопрос, нужны ли друг другу оркестр и общество, и если нужны, то каковы технологии их взаимодействия в современных реалиях. В частности, новые технологии помогут IT-зрителям.

    - Все концерты Второго симфонического форума будут транслироваться в рамках Виртуального концертного зала филармонии, - заверил директор Свердловской филармонии Александр Колотурский.

    А "живые" концерты участников форума пройдут в Асбесте, Каменске-Уральском, Заречном, Ревде и Верхней Пышме. В Екатеринбурге состоятся благотворительные концерты для студентов.

    Вторая проблема - новая музыка - вытекает из того неоспоримого факта, что композиторы во все времена считались "штучным товаром". Как правило, музыканты сетуют на дефицит качественной симфонической музыки, композиторы жалуются на невнимание исполнителей, говорят даже, что превращаются в "бумажных" творцов - их свежие опусы можно только прочитать, но не услышать.

    В развитие этой темы в рамках форума состоится финал конкурса наиболее дефицитного сегмента современной музыки - для детей. На конкурс "Петя и волк" подали свои работы 18 авторов из России и Болгарии, в финале прозвучат произведения трех композиторов, известных только по псевдонимам. Кто из них заслужит приз зрительских симпатий, определит шумометр: в зале филармонии установили аппаратуру, которая измерит громкость аплодисментов.

    Открыла форум "принимающая сторона" - Уральский филармонический оркестр под управлением Андрея Борейко, дирижера Национального оркестра Бельгии. Его карьера началась в Свердловской филармонии, где он провел за пультом три года, с 1989-го. При новой встрече маэстро нашел знакомый оркестр "более дисциплинированным, внимательным, аккуратным и четким". Для исполнения он выбрал "Русалочку" Александра Цемлинского и в пару к ней - Адажио из Десятой, незаконченной симфонии Малера, посвященной его жене Альме - "жить для тебя и умереть за тебя".

    - Цемлинский не просто иллюстрировал Андерсена, а писал кровью сердца о своей трагедии. Это очень автобиографическое сочинение композитора, безнадежно влюбленного в свою 16-летнюю ученицу Альму Шиндлер, которая через несколько лет стала женой боготворимого им Густава Малера.

    Такая необычная программа, возможно, поможет слушателям составить представление об одной из муз модерна, женщине-легенде Альме Малер-Верфель, которая последовательно связывала свою жизнь с великими, гениальными творцами. Ее версия дон-жуанского списка такова: Климт, Цемлинский, Малер, Вальтер Гропиус, который наряду с Ле Корбюзье создал современную архитектуру, Оскар Кокошка, поэт Франц Верфель.

    Поделиться