Они стали жертвами фрода (от английского fraud) - так называют мошенничество с пластиковыми картами. Внутри страны оно тоже набирает силу: 16% обращений граждан в Московское ГТУ Банка России связаны с этой проблемой.
Как защититься от карточных мошенников? За советом "РГ" обратилась к начальнику управления платежных систем и расчетов Московского ГТУ Банка России Дмитрию Чижикову.
Российская газета: Как происходит несанкционированное снятие денег?
Дмитрий Чижиков: Способов много. Чаще всего мошенники получают доступ к денежным средствам с помощью украденных, потерянных или поддельных карт, кражи персональных данных. Широкие возможности для мошенничества предоставляет заочная форма оплаты услуг с использованием реквизитов существующей карты и CVV-кода (три цифры на оборотной стороне карты). Чтобы получить эти данные, есть много способов.
РГ: Например?
Чижиков: Мошенники могут получить данные карты при совершении операций в магазинах или ресторанах, воспользоваться отчетностью магазинов, перехватывать их счета и другие документы, в которых значатся данные карт. Изобретательность в технических средствах, позволяющих завладеть реквизитами карты, когда ее держатель вводит их в банкомат или платежный терминал, постоянно совершенствуется. Известны и случаи сговора, когда кражей информации промышляли работники процессинговых центров, где находятся серверы по обработке данных.
Потому главный вывод: будьте предельно осторожны. И когда снимаете деньги в банкомате, и когда расплачиваетесь, и когда получаете запросы на обновление персональной информации, связанной с картами. Независимо от того, получены они по почте, по мобильному телефону и особенно через Интернет, есть множество вредоносных программ, предназначенных для кражи данных. Прежде всего через электронную почту.
РГ: Можно ли защититься от мошенничества?
Чижиков: Передавая карту для оплаты, постарайтесь, чтобы кассир совершал операции у вас на глазах, проконтролируйте сумму на чеке. Вводя ПИН-код, прикрывайте свободной рукой клавиатуру. В кафе и ресторанах не передавайте карту третьим лицам, требуйте терминал, чтобы провести оплату лично. Лучше всего пользоваться чиповыми картами (на основе микропроцессора) - наиболее защищенными от посягательства. Для оплаты товаров или услуг через Интернет используйте одноразовую предоплаченную карту.
Поставьте на свой компьютер защиту от вирусов и вредоносных программ, следите за ее обновлением. Не открывайте почтовые сообщения с исполняемыми файлами - лучше запретить их прием. Убедитесь, что сообщения с вложениями отправлены известными вам людьми. Подозрительные лучше не открывать. Оперируя персональными данными или данными карты в Интернете, не используйте чужую компьютерную технику.
Не держите документы, удостоверяющие личность, в местах, доступных посторонним. Получение копии паспорта часто становится первым шагом на пути к различным видам мошенничества.
РГ: Чем может банк помочь клиенту в защите от мошенников?
Чижиков: Не следует пренебрегать такой недорогой услугой, как SMS-информирование об операциях по вашему счету. Оформляя карту, поинтересуйтесь, есть ли у кредитной организации программа страхования риска несанкционированных операций. Некоторые банки предлагают блокировать карты по территориальному принципу. После посещения стран с высоким уровнем фрода (список можно уточнить в банке) лучше их заблокировать до следующей поездки. Кроме того, можно поставить лимит на совершение операций или заблокировать отдельные услуги, например, оплату товаров через Интернет.
Прочтите рекомендации по защите от мошенничества, расположенные на сайте вашего банка или любого крупного банка, кроме того, многие банки размещают Памятку Банка России "О мерах безопасного использования банковских карт". Полезные сведения для владельцев карт есть и на сайте МВД России в разделе "Управление "К".
РГ: А что делать, если карта все же подверглась атаке мошенников?
Чижиков: Первым делом нужно обратиться в контактный центр банка и заблокировать карту. Для этого всегда имейте реквизиты карты и телефон банка при себе. Затем напишите подробное письменное заявление в банк, проследите, чтобы оно было зарегистрировано, узнайте присвоенный ему номер. Следующим шагом должно быть обращение в правоохранительные органы с аналогичным заявлением.
РГ: В какие сроки банки рассматривают подобные обращения?
Чижиков: Сроки и порядок рассмотрения обращений граждан устанавливаются внутренними документами банка. Учитываются также правила конкретной платежной системы, с которой работает банк. По законодательству Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков. Тем не менее еще в ноябре 2010 года кредитным организациям было направлено письмо с рекомендациями, в частности, рассматривать обращения граждан в срок до 30 дней, а в случае запроса в международные или российские платежные системы - до 60 дней. О вынесенном решении банк сообщает клиенту. Если заявитель с ним не согласен, то согласно Гражданскому кодексу он имеет право обратиться в суд.
Важно, однако, помнить, что, становясь клиентом банка, вы подписываете с ним договор, основанный на юридическом равенстве сторон. Потому споры решаются в судебном порядке, а исход суда прежде всего зависит от того, насколько четко вы знали и исполняли свои права и обязанности, прописанные в договоре.
На держателя карты договор обычно возлагает обязательства по сохранности банковской карты, ее реквизитов, ПИН-кода. На нем же, как правило, лежит и ответственность за сохранность денежных средств от несанкционированного списания до момента блокировки карты.
РГ: Изменится ли для держателей банковских карт ситуация к лучшему после полного вступления в силу Федерального закона "О национальной платежной системе" в конце этого года?
Чижиков: Закон обязывает оператора по переводу денежных средств (кредитные организации) при направлении клиентом соответствующего уведомления возместить ему сумму операции, совершенной без его согласия. Но с оговоркой: если банк не докажет, что клиент нарушил порядок использования карты. Эти нормы вполне соответствуют международной практике.