20.09.2012 10:10
    Поделиться

    "РГ" узнала, зачем свердловские детсады переходят в "автономное плавание"

    В начале лета губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил перевести муниципальные детские сады в форму автономных некоммерческих организаций, чтобы увеличить объемы финансирования за счет внебюджетных источников.

    Большинство родителей Екатеринбурга восприняли это заявление как пиар-ход с целью отвлечь внимание от нерешенной проблемы дефицита мест для дошколят.

    - Когда управление детским садом и распределение финансирования передается заведующим, они становятся менеджерами и начинают задумываться, что выгоднее - оплачивать "коммуналку" по нормативу или поставить счетчики, - подчеркнул губернатор. - Кроме того, форма автономного учреждения позволяет материально стимулировать педагогов и вводить дополнительные услуги, а доход от них частично направлять на нужды детского сада.

    Время показало, что это были не просто слова: муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения (МБДОУ) начали превращаться в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения (МАДОУ). Как сообщили "РГ" в управлении образования Екатеринбурга, в 2012 году в "автономное плавание" будет переведено 7 детских садов, в 2013-м - 27. Процент, конечно, небольшой - всего в городе 301 детсад, но начало положено.

    - В соответствии с типовым положением дошкольные образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, предусмотренных уставом, но это не влечет за собой снижения размеров финансирования за счет учредителя (муниципалитета). В каком объеме оказывать услуги, решает само ДОУ, - говорят в управлении образования.

    В состав новоиспеченных МАДОУ, скорее всего, попадет и тот детсад, куда ходит моя дочь. В нашей группе уже прошло родительское собрание: воспитатель сообщила, что с середины сентября в садике планируется ввести набор дополнительных услуг. Общая стоимость "пакета" - порядка 4 - 5 тысяч рублей, включая 1180 рублей за содержание ребенка, которые мы платим сейчас. В дополнительный набор входят пять 20-минутных занятия в неделю: танцы, рисование, английский язык, лего-конструирование и настольный теннис. Плюс индивидуальные консультации логопеда и психолога, а также педиатрический осмотр дважды в неделю. Время работы учреждения продлевается на один час, причем доплата воспитателю за переработку будет осуществляться все из тех же внебюджетных сборов. Нас заверили, что наличие "допов" не отменяет основную образовательную программу, факультативные занятия пройдут во второй половине дня и только с теми детьми, чьи родители подпишут соответствующий договор.

    Честно говоря, я задумалась. В принципе, озвученная сумма для семейного бюджета подъемная. Дополнительные занятия по хореографии и изобразительному искусству дочь все равно посещает. На это требуется порядка 3500 рублей в месяц и постоянная помощь дедушек-бабушек - чтобы добраться из центра Екатеринбурга до садика через все пробки к 18.00, надо быть чемпионом города по спортивному ориентированию.

    С другой стороны, есть ряд вопросов, на которые так и не дали внятного ответа. Во-первых, неясно, кто будет выступать в роли педагогов допобразования, какой у этих специалистов стаж и опыт работы. По словам методиста, набор кандидатов продолжается, бывает, что после переговоров человек просто пропадает с горизонта. Между тем родителям к концу сентября уже пора определяться, заключать договор с ДОУ или продлевать соглашения с коммерческими центрами развития. Во-вторых, платить за услуги придется в полном объеме, независимо от того, посещал ребенок все занятия или пропустил половину, так как с приходящими педагогами заключаются договоры на фиксированную сумму. 

    Чтобы развеять сомнения, я завела тему о качестве и целесообразности предлагаемых в рамках МАДОУ услуг на родительском сайте. Мамочки разошлись во мнениях. Кто-то уже платит за "допы" и доволен. "Не у всех есть возможность водить чадо по кружкам в восемь вечера или по выходным. А нам обещали театральную и фольклорную студию, ритмику, ИЗО, программы "Занимательная азбука", "Юный эрудит", "Школа мяча" и игротеку за 3 тысячи рублей в месяц. На мой взгляд, вполне адекватная сумма", - пишет мама Olesya_87.

    Кто-то нововведения нещадно критикует. "Ерунда - эти дополнительные услуги, - считает пользователь Марта_Стюарт. - Если у ребенка есть способности, то совершенствовать их родители будут в художественных школах или хореографических студиях. А для общего развития достаточно физкультуры и утренников. Английский нет смысла начинать учить в группе, особенно малышам, пока словарный запас родного языка не сложился". "Если бы был выбор, я бы взяла пару предметов и продленку до 19.00, но пакетом не хочу, смысла не вижу. Дети все разные, не интересны кому-то, допустим, танцы, а все равно придется посещать, т.к. "все включено". Конечно, боишься, что отношение к ребенку изменится, если не согласишься", - делится опасениями unikum.

    Большинство же участников дискуссии сошлись во мнении, что при том уровне преподавания, который может предложить МАДОУ, сумма в 5000 рублей слишком велика. К тому же очень многое зависит от конкретного педагога. По идее, у каждого из них должна быть отдельная образовательная программа, не пересекающаяся с основной, методика отслеживания полученных знаний, форма отчетности. Но то, что получается на практике, зачастую не всегда совпадает с родительскими желаниями.

    "У нас в садике за 4500 рублей занимались точно тем же, чем положено по плану обязательных занятий. Я считаю, это просто сбор денег на доплату воспитателям. С одной стороны, мне не жалко, чтобы те подрабатывали, с другой - понимаю, что ничего дополнительного ребенок не получает. Платила, так как дети, чьи родители не раскошелились, не имели ролей в спектаклях, не выставлялись на досках творчества", - рассказывает пользователь flo_blum.

    Есть у МАДОУ еще одно "но". За платные услуги выставляются отдельные квитанции, причем банки и расчетные центры, принимающие платежи, берут комиссию - 10 процентов от суммы счета. Получается, посредники зарабатывают почти столько же, сколько сами преподаватели. Как рассказала одна из посетительниц портала, педагог допобразования, ее доход составляет всего 10 рублей с ребенка за занятие. Остальное направляется на неотложные хозяйственные нужды.

    Комментарии

    Павел Креков, заместитеь министра общего и профессионального образования Свердловской области:

    - Раньше в регионе преобладали казенные и бюджетные образовательные учреждения. Сейчас мы начали развивать сеть автономных. Всего планируется перевести на такую форму 250 школ и детских садов. Автономия - это не синоним платных услуг. Это в первую очередь  максимально эффективное использование бюджетных средств, упрощенное налогообложение, более гибкий подход при выборе поставщиков, и только во вторую - возможность предоставлять дополнительные услуги. Если казенные учреждения финансируются поквартально, то здесь вся сумма выделяется целиком в начале года. Следит за их расходованием наблюдательный совет. Тарифы на дополнительные услуги разрабатываются для каждой территории отдельно (в Екатеринбурге - централизованно). Дело родителей - покупать эти услуги или нет. Социальные последствия, конечно, не исключены. Все зависит от того, как разъяснили новшество людям. По опыту других регионов могу сказать: если соблюдаются бесплатные гарантии образовательного стандарта, социальной напряженности нет. Да, повышается ответственность руководителей образовательных учреждений. Не исключены и соблазны, но никто не отменял контроль со стороны учредителей.

    Оксана Вавилова, юрисконсульт по работе с клиентами юридического агентства:

    - По закону МАДОУ обладают свободой договора. То есть они могут включать в него любые условия: оплату по факту и авансом, пакетом или по отдельным видам услуг. Здесь уж как повезет. В принципе, можно доказать в суде, что отсутствие перерасчетов и навязывание услуг пакетом является нарушением прав потребителя, но вряд ли родители захотят втягиваться в тяжбы.

    На заметку

    Между родителем и автономным дошкольным учреждением обязательно заключается договор. Внимательно читайте условия: кто является второй стороной - муниципальное автономное учреждение (МАДОУ) или просто автономная некоммерческая организация (АНО). В МАДОУ учредителем выступает муниципалитет. В АНО - либо граждане, либо юрлица, если детсад ведомственный.

    Во главе МАДОУ стоят руководитель и наблюдательный совет, в который входят 3 представителя общественных организаций либо родители. Именно совет отвечает за внесение дополнений в устав и утверждение бюджета.

    МАДОУ - тот же муниципальный сад, просто с другой формой хозяйственно-финансового управления. То есть ухудшать качество и объем услуг, положенных в рамках образовательного стандарта, он не имеет права.

    У воспитателя МАДОУ выше зарплата (на 15 процентов  в среднем), он материально заинтересован в количестве детей, постоянно посещающих группу. Опыт других регионов показывает: средняя посещаемость бюджетных ДОУ составляет 69 - 72 процента, автономных - 89.  Стоимость дополнительных услуг колеблется в пределах 60 - 90 рублей за занятие с каждого ребенка.

    Минусы МАДОУ: выше  плата. Льготы по оплате услуг можно узнать в управлении образования.

    Поделиться