По данным Федеральной налоговой службы за 2011 год, в среднем каждая проверка принесла бюджету около 4,5 миллионов рублей. По прогнозам аналитиков на 2012 год, цифра должна вырасти. "Налоговые проверки будут проводить все в более жестком режиме, - прогнозирует председатель совета директоров компании "Градиент Альфа" Павел Гагарин. - Налоговики будут включать все возможные механизмы: и психологического, и административного, и юридического давления".
Также, по прогнозам экспертов, больше вопросов у налоговиков и проблем у налогоплательщиков будет с налогом на прибыль, налогами и сборами, связанными с выплатой зарплаты, и уплатой страховых взносов. Мониторинг фискальными органами физических лиц с точки зрения сокрытия ими своих реальных доходов и объектов налогообложения также усилят.
Одной из основных причин, объясняющих увеличение налогового давления на бизнес, стало вступление России во Всемирную торговую организацию. Из-за снижения импортных пошлин государственный бюджет будет пополняться таможенными поступлениями уже не в тех объемах, что раньше, а значит, второй бюджетообразующей структуре - Федеральной налоговой службе - придется работать гораздо активнее.
Планируется, что налоговая нагрузка в целом на экономику повышаться не будет, но будет перераспределяться между отдельными секторами экономики. Так, на труд и капитал нагрузка снизится, а на потребление вырастет.
Эксперты говорят, что налоговые ставки, скорее всего, не будут увеличиваться, однако методология сбора ужесточится, чтобы повысить коэффициент собираемости налогов.
"По данным ФНС России, в зоне серьезных налоговых рисков находится не более 40 процентов предприятий, а проверять будут 60 процентов, - говорит Павел Гагарин. - Эти 20 процентов разницы - те налоговые излишки, которые, возможно, приведут к несправедливым налоговым доначислениям, недоимкам, пеням и штрафам. На инвестиционном климате это может сказаться достаточно серьезно".
Иностранные бизнесмены, работающие или только планирующие начать работать в России, говорят, что наиболее существенными рисками при реализации инвестиционных проектов в России наряду с правовыми и административными являются именно налоговые. Прежде всего это риски несправедливого налогообложения, некорректное применение налогового законодательства, необъективные судебные решения по результатам налоговых проверок.
Налоговые риски также связаны с финансовыми, юридическими, административными и репутационными рисками. И если для российского бизнеса выездная налоговая проверка становится вполне привычным и даже неотъемлемым атрибутом деятельности, то для иностранных компаний это экстраординарное событие. Западные бизнесмены уверены, что подобные случаи подрывают их авторитет, доверие к ним со стороны партнеров, клиентов и государственных деятелей, поэтому иногда им проще закрыть филиал или представительство в России, чем убедить всех в своей законопослушности.
"Чтобы иностранные инвесторы не уходили в соседние государства, правительство должно что-то для этого делать, - говорит заместитель директора юридического департамента Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Фадеев. - Например, сейчас парламент Латвии готовится понизить ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 21 процента, а для иностранных холдингов ввести особые фискальные льготы".
Однако перейти на ту систему налогового контроля и налогового администрирования, которая существует на Западе, в ближайшие годы России вряд ли удастся. Эксперты говорят, что можно надеяться только на постепенное смягчение режимов налогового контроля и налогового администрирования. Для самостоятельного снижения налоговых рисков и повышения инвестиционной привлекательности эксперты советуют предприятиям анализировать правоприменительную практику и предсказывать ее развитие.
Бизнес-сообщество считает, что основными принципами при совершенствовании налогового контроля и налогового администрирования должны быть большая прозрачность налоговых органов и судебной системы, связанная с рассмотрением налоговых дел, отсутствие административной зависимости. Планы по собираемости налогов, пеней, штрафов, недоимок по количеству и глубине налоговых проверок не должны лишь административно спускаться сверху, они должны формироваться в том числе путем анализа практики.
Также не решены многие спорные вопросы в системе досудебного урегулирования налоговых претензий. Для этого, по мнению бизнеса, нужно сделать разъяснения к закону о медиации, а также решить вопрос о том, как процессуально уравнять позиции налогоплательщика и налоговой в момент их вступления в процесс досудебного урегулирования налоговых споров. Кроме того, существуют нерешенные проблемы в применении закона о трансфертном ценообразовании.
"Сделки между лицами, взаимозависимость которых обусловлена участием в капитале и осуществляющими вложение средств в капитал, требуют специального регулирования законодательства о трансфертном ценообразовании, - уверен главный специалист Фонда прямых инвестиций банка "Уралсиб" Игорь Туревский. - В отсутствие такого законодательства участники этих сделок несут риски необоснованного доначисления налога на прибыль и отстаивания в суде неприменения к этим сделкам налоговых санкций по результатам налогового контроля".
Бизнес-сообщество уверено, что существенного снижения налоговых рисков можно добиться лишь путем либерализации налоговой системы, сместив акценты с ее карающих функций на контролирующие. Впрочем, о том, чтобы отобрать у Федеральной налоговой службы "карающий меч", говорят уже давно и сами предприниматели, и деловые ассоциации, и юристы. Однако, соглашаясь с бизнесом на словах, на деле власти не спешат менять устоявшуюся систему и отбирать у ФНС России "карающий меч".