27.09.2012 09:49
    Поделиться

    "РГ" узнала, почему в Красноярском крае растет число алиментщиков

    Судебные приставы бьют тревогу: несмотря на то, что в Красноярском крае растет количество браков, и рождаемость, прямо пропорционально им увеличивается число нерадивых родителей, имеющих многотысячные задолженности по алиментам.

    Так, за восемь месяцев этого года в отношении уклоняющихся от уплаты долга пап и мам у приставов находилось на исполнении 54 тысячи производств. Причем многие задолжали немалые суммы сразу на нескольких детей. Например, в деревнях и селах, где многодетных семей в разы больше, пристрастившихся к бутылке родителей лишают прав и принуждают платить алименты, случается, на пять-шесть несовершеннолетних сразу. Чтобы понять, что же все-таки заставляет людей забыть о благополучии собственного ребенка, корреспондент "РГ" вместе с судебными приставами отправился в рейд.

    Уже пьяная и еще пьяная

    За приставом-исполнителем Ольгой Капраловой закреплен Покровский микрорайон - участок в центре Красноярска, почти сплошь застроенный частными домами. Здесь можно встретить как шикарные особняки, словно сошедшие с картинки дорогого глянцевого журнала, так и доживающие свой век хибары. Под надзором Ольги - без малого полтысячи должников, самому молодому из которых лишь недавно исполнилось 20. Практически всех подопечных пристав знает в лицо, со всеми их немудреными житейскими историями.

    - Вот, например, Людмила Николаевна, 51 год, адрес: Водопьянова, 2. Лишена родительских прав. 16-летняя дочь Вика живет с опекуном, - листает Ольга исполнительное производство. - Сама "мамочка" нигде не работает. Сколько раз давали ей направление в центр занятости - да где там, не пошла. Сама я ее только в двух состояниях и видела: еще пьяная и уже пьяная. Может, хоть сейчас повезет?..

    Поднимаемся в квартиру, дверь не заперта. Действительно, красть здесь нечего - все ценные вещи давно обменяны на водку. Злостная алиментщица валяется на кровати, судя по всему, во "втором" своем состоянии.

    - Людмила Николаевна, долго вы пить собираетесь? Кто будет о дочери думать? Почему на работу не устраиваетесь?.. - отчитывает пристав женщину.

    Та пьяно смотрит, явно не слова ни понимая. Потом вцепляется пальцами в нечесаные волосы и начинает драть их, раскачиваясь из стороны в сторону:

    - Ыыыыы… Все меня ругают… Никто меня не любит…

    Глаза у женщины абсолютно пустые. Оловянные. Понимая, что разговора не будет, уходим.

    Хитрые на выдумки

    Второй должник, к которому у Ольги на сегодня запланирован визит, тоже оказывается женщиной. Татьяна, 36 лет, не пьющая, торгует на местном рынке. Дочери Софии восемь лет, воспитывается в детдоме, мать не платит на ее содержание уже четыре года, с 2008-го. Почему у, на первый взгляд, благополучной женщины забрали ребенка, пристав не знает. Советует спросить у алиментщицы самой.

    Однако открывать человеку в форме нерадивая мать не пожелала. Мелькнуло на секунду за окном лицо, качнулась кружевная занавеска, и - все.

    - О том, как мы должников ловим, а они от нас прячутся, впору детективный фильм снимать, - рассказывает по дороге к еще одному алиментщику Капралова. - Одного, помню, с полшестого утра караулили на улице. Глядим, свет в окошке загорелся: значит, проснулся. Мы - к двери. Только он на работу из квартиры шагнул, мы к нему: "Пройдемте, поговорить нужно". Пошел - а куда деваться?..

    Таких историй у судебных приставов множество. Пытаясь избежать неприятного разговора, должники, едва завидев, кто явился "по их душу", прячутся на чердаках, подвалах, выпрыгивают из окна, рискуя поломать руки-ноги. Доходит до смешного. Один полгода скрывался в "норке", которую вырыл в подвале своего дома. Сам подвал приставы обследовали, и не раз, но горе-алиментщик сидел в своем секретном убежище тихо, как мышка. А сожительница только руками разводила - дескать, сама его уж сколько времени не видела!

    Другой надумал спрятаться в бане. Так бы и ушли приставы ни с чем, но решили напоследок сделать должнику контрольный звонок. И… услышали в ответ доносившуюся из бани веселую мелодию телефона. Там и нашли владельца мобильника, скрючившегося под полкой. Еле вытащили, между прочим. А одна из женщин-алиментщиц к приходу пристава закопалась в ворох грязного белья в углу комнаты, но выдала себя, чихнув …

    Такая вот "забота"

    Еще один подопечный Ольги, 40-летний Андрей, когда-то был интеллигентным человеком, но незаметно для себя опустился. Пить не пьет, но и работать не желает, предпочитая собирать по помойкам бутылки. Несколько лет назад, разведясь с супругой, выгнал их вместе с маленькой дочкой из дома на улицу.

    - Женщине податься было некуда, и она обратилась в суд, который постановил вселить их с девочкой обратно к бывшему мужу - в принудительном порядке. Так и живут: он в одной комнате, она с ребенком - в другой. Теперь вот на алименты подала. Андрей, хоть дочку и каждый день видит, давать на нее деньги не желает. Да и нет их у него, а в центр занятости на работу устраиваться не идет, отговаривается тем, что якобы паспорт потерял, - рассказывает пристав.

    Разведенная семья живет на втором этаже кирпичного барака. Света нет. Воды нет. По всей квартире - груды грязной одежды, судя по всему, притащенной с помойки, заплесневелые банки, грязные тарелки, на полу - огрызки, окурки… Как напоминание о прежней, благополучной, жизни валяется на столе потрепанный томик Ильфа и Петрова, заложенный посередине коркой хлеба.

    Восьмилетняя Таня учит уроки, кутаясь в одеяло - в доме зябко. В соседней комнате ее отец вяло переругивается с приставами, уверяя, что он и без алиментов способен позаботиться о ребенке:

    - Вон, видите, монитор на столе? С помойки принес. Там же нашел "мышку", "клаву". Еще "системник" отыщу и соберу дочке компьютер, пусть пользуется на здоровье!

    Взять с горе-папаши нечего. Из имущества у него только старенький сотовый телефон, за который по нынешним временам и ста рублей не выручишь. Долг же приближается к нескольким десяткам тысяч.

    Озвучив должнику "сто первое строгое китайское предупреждение" об уголовной ответственности за неуплату алиментов, приставы уходят. Свет из коридора на мгновение отражается в зеркале, на которое прицеплен альбомный лист: "Папа, я тебя люблю и поздравляю с 23 февраля!" Две рожицы акварельными красками, неумелый, еще робкий, детский почерк…

    Кнутом без пряника

    - Должна сказать, что образ классического "советского" алиментщика постепенно отходит на задний план: людей опустившихся, пьющих сейчас всего около трети от общего числа наших должников. Зато растет количество состоятельных граждан, которые обеспечить ребенка могут, но не хотят, уклоняясь под разными предлогами, - рассказывает заместитель руководителя управления федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю - заместитель главного судебного пристава Красноярского края Елена Лавандо. - И если первых мы порой буквально "за ручку" отводим в центры занятости и на беседы к православным священникам, то на раскаяние после душеспасительных проповедей вторых рассчитывать не приходится. Здесь нужно действовать другими способами.

    Способов этих много. Для кого-то хватает предупреждения об уголовной ответственности. Других приходится "бить" по карману.

    Так, например, на тех, кто зарегистрировал свое имущество на третьих лиц и машет перед приставом справкой о том, что "гол как сокол", как ледяной душ действует мера по ограничению выезда за пределы России. Все-таки ужасно неприятно, когда ты был в пяти минутах от долгожданного отпуска, а тебя вдруг "заворачивают" от трапа самолета назад.

    А вот арест права пользования лицензией на охоту и рыбалку оправдывает себя не всегда. По словам приставов, дело в психологии. Человек, уклоняющийся от исполнения родительского долга, и на лицензию не очень-то захочет тратиться, предпочтя промышлять браконьерством.

    Хорошо себя зарекомендовал арест имущества, если оно, конечно, у должника есть. Чаще всего изымают транспортное средство алиментщика. Хотя, как говорит Елена Лавандо, если задолженность небольшая, арестовывать саму машину нет нужды. Так же болезненно мужчины реагируют на расставание со своими милыми сердцу автомобильными игрушками: видеорегистраторами, навигаторами GPS. Снятие денег со счетов на сотовых телефонах тоже не добавит должнику хорошего настроения. Есть и примеры арестов оплаты страховых взносов. Если вдруг произойдет ДТП, и злостному алиментщику будут причитаться выплаты страховой компании, то эти деньги до получателя не дойдут - они отправятся на погашение алиментного долга.

    Как говорят сами приставы, очень действенной мерой стал бы арест на право управления автомобилем. Сейчас такой законопроект активно разрабатывается в Госдуме и, возможно, будет принят до конца этого года.

    … Пока же в СМИ одно за другим появляются сообщения, как под арест попадают дорогие машины нерадивых родителей. Авто уйдут "с молотка", если в десятидневный срок владелец не погасит свои долги. И ведь гасят. Недавно один из красноярцев внезапно "вспомнил", что у него есть сын, которому он задолжал по алиментам уже 40 тысяч рублей, и стремглав помчался в сберкассу. А все ради того, чтобы вернуть себе только что купленный за два с лишним миллиона "Ленд Крузер", арестованный приставами в счет долга. Новехонький, блестящий автомобиль оказался сердцу мужчины дороже, чем родной ребенок…

    Компетентно:

    Альбина Комович, Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае:

    В этом году в аппарат уполномоченного по правам ребенка поступило 44 обращения на тему алиментов, это примерно 8,5 процента от общего числа обращений за этот срок. Отмечу, что за помощью к нам приходят как в последнюю инстанцию, от отчаяния, когда судебные приставы уже испробовали все способы, а человек как не платил алименты, так и не платит. Проводим беседы, стараемся усовестить должника. У кого-то совесть и в самом деле просыпается, но чаще - увы, нет, чувство ответственности за детей у некоторых родителей на нуле. Поэтому полностью поддерживаю такие способы взыскания долга, как арест имущества и ограничение выезда за рубеж. Вот, не так давно, отца, забывшего свой родительский долг, задержали в аэропорту, когда он собирался отбыть за границу, чтобы пройти там дорогостоящее лечение. Разумеется, чтобы получить назад возможность поправить здоровье, человек тут же заплатил всю причитающуюся ребенку сумму.

    Поделиться