27.09.2012 18:18
    Поделиться

    В Петербурге выставили карикатуры времен войны 1812 года

    Двести лет назад в России уже вовсю использовали сатиру в рисунках для поднятия боевого духа.

    Карикатуры 1812 года - это своеобразные "Окна РОСТа", говорят в библиотеке. Еще за 100 лет до "агитпропа" Гражданской войны в России была весьма распространена такая форма поднятия боевого духа населения, как сатирические картинки. Гравюры, сделанные с рисунков Ивана Теребенева и других художников, ходили по рукам на фронте и в тылу.

    - По сути, карикатуры кампании 1812 года - это боевые листки, оформленные понятным для крестьян и городских обывателей языком, - говорят в библиотеке. - Они отражали происходящее на театре военных действий, показывали, как поступать с неприятелем. Наглядно демонстрируется пример русского крестьянина, пленившего француза и сбросившего его в реку: "Пришел ты, не спросясь броду, хлеба просить, так полезай же ты, басурман, в воду рыбу ловить".

    Трогательные в своей непосредственности картинки изображают французских мародеров, испугавшихся козы, русского солдата в виде Геркулеса, Наполеона - с носом в виде клюва орла с герба Российской империи или в образе "нового Робинзона Крузо". Есть здесь даже целая азбука, где на каждую букву приходится картинка с поучительной надписью. Для ополченцев - зачастую малограмотных - эти наивные карикатуры стали настоящим оружием в борьбе с врагом.

    Рядом с сатирическими картинками выставлены копии подлинных документов войны 1812 года - ярких, но малоизвестных. Они показывают, как собиралось ополчение, какие огромные пожертвования делали дворяне. Так, знаменитый адмирал Федор Ушаков, уже будучи на пенсии и в почтенном возрасте, отдал для оказания помощи людям, которые пострадали от наполеоновских войск, все состояние - более 20 тысяч рублей. А главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов в письме начальнику штаба французов пишет: "Трудно остановить народ, ожесточенный всем, что он видит, который готов жертвовать собою во имя Родины и который не делает различий между тем, что принято и что не принято в обыкновенной войне".

    Предупреждения фельдмаршала не были услышаны. Как и слова российского императора. На выставке представлено письмо Александра I, отправленное Наполеону накануне войны. "Я ничего так не хочу, как избежать войны между нами, - утверждал российский самодержец. - Вот уже год, как я единственно с этой целью жертвую всеми военными преимуществами, которые мог бы получить". Ответом на него стала нота посла Франции в Санкт-Петербурге Лористона о разрыве отношений и начале войны с Россией (ее также можно увидеть в коллекции библиотеки). И в разгар войны императоры продолжают обмениваться письмами, составленными в доброжелательной до лицемерия манере. Так, например, в сентябре 1812 года Наполеон пишет Александру I о пожаре в Москве: "Милостивый государь, брат мой!.. Нет больше прекрасного, гордого города Москвы: Ростопчин поджег его… Я начал войну против Вашего величества без злобы: одна записка от Вас перед или после последней баталии остановила бы мое шествие…"

    Чем все закончилось, хорошо показывают и дипломатические документы (черновик послания Александра I императору Австрии об очищении России от войск Наполеона), и книги - "Исповедь Наполеона Бонапарта", написанная на острове Святой Елены.

    Увидеть материалы выставки можно на сайте Президентской библиотеки www.prlib.ru. В разделе "каталог фондов" нужно набрать "1812 год в карикатуре", "письма Александра I".

    Поделиться