Почему уроженка города Кирова Яна Головинская вместе с мамой Ольгой покинули Россию и уехали в Египет, можно только догадываться. С учетом того, что семья уже четыре года живет в Стране пирамид, это означает, что в момент отъезда Яне было 17 или 18 лет. Но, очевидно, что, покидая родину, и мама и дочь верили в лучшую жизнь на берегу теплого Красного моря. За время пребывания в Египте они связывались с консульством для оформления загранпаспортов и, по словам мамы Яны, приходили голосовать. Когда в Египте начались волнения, семью внесли в списки лиц, имеющих российское гражданство.
Однако, покинув Россию, ни мать, ни дочь не обратили внимания на отсутствие у них медицинской страховки, позволяющей получить квалифицированную помощь в случае несчастного случая. За 4 года пребывания в стране она, судя по рассказу матери девушки, им ни разу не понадобилась. Ничего не известно о том, что стало причиной трагедии, которая произошла с Яной Головинской 19 сентября. Из сухой медицинской справки, полученной консульским отделом российского посольства в Каире известно, что девушка поступила в "Найл госпиталь" Хургады со страшным диагнозом - кровоизлияние в мозг. О том, как развивались события в дальнейшем, "РГ" рассказала по телефону ее мать, Ольга Головинская.
В каком состоянии поступила в больницу Яна?
Ольга Головинская: Кровоизлияние в мозг произошло в среду, мы сразу привезли ее в госпиталь. Ей сделали дренаж, чтобы откачать кровь. В субботу у нее начались сильные головные боли. Она звала на помощь, но медсестра в этот момент сидела в наушниках, слушала музыку и ничего не видела. В итоге Яна встала и случайно вырвала дренаж. Врачи кололи Яне морфий, чтобы она оставалась в коматозном состоянии. Они больше ничего не могли сделать, поскольку госпиталь в Хургаде не предназначен для проведения сложных операций - здесь нет необходимого оборудования. Мы хотели отвезти Яну в Каир, но для этого требовалось сделать шунт. Даже для этого в местном госпитале не нашли специалиста. Местный доктор, который ее наблюдал, отказывался это делать. Он считал, что этого не требуется. Сказал нам: "Пусть лежит, мы ее наблюдаем". Здесь в больнице все особенно цепляются за иностранцев, потому что с иностранцев можно брать деньги. Мы договариваемся с профессором из Каира, который согласился сделать Яне операцию и забрать ее в столицу. Я не знаю, в какую сумму выльется лечение. Но в Россию сейчас Яну нет смысла перевозить: мы просто не долетим.
В интервью "РГ" мать девушки сообщила, что связывалась по телефону экстренной помощи с российским посольством. Ее попросили прислать официальные бумаги из госпиталя для того, чтобы решить вопрос об отправке Яны на лечение в Россию. Но с учетом критической ситуации, в которой находилась дочь, времени на сбор бумаг и их дальнейшее согласование просто не было. Поэтому Ольга Головинская решила действовать самостоятельно, не прибегая к помощи дипмиссии.
"Российская газета" обратилась в МИД РФ с просьбой прокомментировать данный случай и рассказать о том, какую помощь может оказать семье Головинских российское посольство в Каире.
В полученном "РГ" ответе говорится, что 26 сентября в консульский отдел Посольства России в Египте с заявлением об оказании содействия в транспортировке Я.О.Головинской в Россию для продолжения лечения обратилась ее мать О.Н.Головинская. Заявительнице было рекомендовано срочно направить в Консульский отдел медицинские документы, позволяющие судить о необходимости и возможности лечения ее дочери в России для последующего оформления запроса в адрес МЧС и Минздрава России. По состоянию на 28 сентября такие документы не были представлены, заявительница на связь с Консульским отделом не выходила, на телефонные звонки не отвечала. Консульский отдел Посольства России в Египте принял меры по прояснению всех обстоятельств дела самостоятельно.
По сведениям российской дипмиссии, в ночь с 26 на 27 сентября Яну Головинскую доставили в Каир в госпиталь "Нахиль". Консульскому отделу Посольства в больнице сообщили, что ей провели ангиографию церебральных сосудов и компьютерную томографию мозга. Кровотечение остановлено, дренаж снят. Больная находится в сознании, состояние ее здоровья оценивается как стабильное и удовлетворительное. Врачи констатируют, что она быстро идет на поправку. По мнению специалистов, в течение ближайшей недели будет принято решение о необходимости проведения операции по шунтированию сосудов головного мозга.
Как следует из полученного "РГ" ответа, "посольство будет и впредь отслеживать данную ситуацию, и оказывать Яне Головинской и ее матери содействие в рамках имеющихся компетенций". Это означает, что в случае возникновения серьезных медицинских проблем у девушки, российские дипломаты смогут быстро подключиться к их решению.
Но даже в том случае, если лечение Яны завершится благополучно и девушка встанет на ноги, можно ли будет говорить о "хэппи энде"? К сожалению, нет. Уже сегодня счета из больницы в Хургаде достигают десятков тысяч долларов. Не меньшими, а, возможно, и куда большими окажутся расходы на лечение россиянки в каирской больнице. С учетом того, что у Яны Головинской нет медицинской страховки, самостоятельно оплатить такие суммы семья вряд ли сможет.
История матери и дочери Головинских весьма типична для наших соотечественников, уезжающих жить заграницу. Прежде всего, в страны, с которыми у России существует договоренность об упрощенном визовом режиме. Мы все верим, что беда обойдет нас стороной. Но только когда происходит трагедия, понимаем, что ничего не предприняли для того, чтобы с минимальными проблемами преодолеть жизненные трудности. И забыли приобрести даже такую "мелочь", как минимальную медицинскую страховку на время пребывания за границей.