Аза Мигранян: РФ получит опыт интеграции в Центральной Азии

Подписанные во время визита президента России Владимира Путина киргизско-российские соглашения можно отнести к самым значимым достижениям нынешнего руководства республики. Безусловно, достигнутые договоренности добавят популярности главе Киргизии (КР) Алмазбеку Атамбаеву, так как это первые межправительственные соглашения с апреля 2010 года, которые могут оказать реальную поддержку экономике республики, оживить ее путем инвестиционных вливаний в реальный сектор, помочь решить проблему безработицы и развить сопутствующие отрасли.

 

Самое значительное достижение этих соглашений - списание внешнего долга перед Россией. Это существенно облегчит долговое бремя Киргизии (списанная сумма российских кредитов в 488,9 миллиона долларов составляет 17,2 процента от общей суммы внешнего долга), что позволит перенаправить средства, предназначавшиеся для выплаты и обслуживания долга перед РФ, на покрытие дефицита государственного бюджета республики. В целом подписанное 20 сентября 2012 года соглашение позволит сократить объемы обязательств КР на 488,9 миллиона долларов по основному долгу и 102,1 миллиона - по процентам, которые подлежали выплате до 2049 года.

Следующее достижение киргизской стороны в результате подписания соглашений - отказ России от притязаний на печально знаменитый "Дастан". О причинах предоставления Киргизии права полной собственности на этот субъект промышленного сектора можно только строить предположения. Самое явное из них, очевидно, - потеря интереса к "Дастану" со стороны России из-за дороговизны реанимации производства до необходимого технологического уровня. Впрочем, не исключен и вариант российского участия в аукционе по продаже акций "Дастана". Для республики же этот отказ означает дополнительный источник доходов в случае удачной продажи предприятия.

"Дастан", напомним, предлагался и турецкой стороне, хотя реальный интерес как производственное предприятие, производящее элементы военной техники, он представляет лишь для России и Индии. Остальные потенциальные покупатели будут рассматривать возможность его перепрофилирования либо использования непроизводственной материальной базы, что приведет к снижению его ценности.

Соглашения о строительстве и эксплуатации Верхненарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1 также можно было бы отнести к прорывным для Киргизии, если бы не некоторые ограничения в исполнении договоренностей. Данные гидроэнергетические объекты вызывают неоднозначную реакцию у соседей Киргизии - Казахстана и Узбекистана. Буквально двумя неделями ранее президент Узбекистана Ислам Каримов выразил свое недовольство, комментируя стремление Киргизии и Таджикистана построить ГЭС.

Очевидно, что исполнение этих соглашений потребует достаточно сложных переговоров по поводу урегулирования вопросов водопользования и технических параметров самих энергообъектов. Также очевидно, что Россия не начнет строительства без согласования со своими более значимыми партнерам по региону, в противном случае Владимир Путин не озвучил бы приглашение принять участие в реализации проектов Казахстану и Узбекистану.

В случае положительного решения спорных вопросов Россия не только сможет получить колоссальный опыт экономической интеграции в регионе, что еще никому не удавалось (не считая советского опыта), но и отработает алгоритм действий при более неоднозначном проекте строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане.

Для Киргизии же исполнение соглашений по строительству и эксплуатации Верхненарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1 означает мощные инвестиционные вливания, возможность расширения производственной базы строительной отрасли и переработки сырья, а также использования новых технологий и техники строительства, создание большого количества рабочих мест, решение проблем энергодефицита в период пиковых нагрузок и улучшения энергетического и внешнеторгового балансов (за счет дополнительного экспорта электроэнергии). То есть речь идет о мощном инвестиционном и производственном потенциале, способном оживить реальный сектор экономики и тем самым стимулировать экономический рост республики.

Однако все эти радужные перспективы будут зависеть от уровня собственной ответственности за исполнение подписанных соглашений, так как известна склонность киргизской стороны постоянно изменять условия договоренностей и повышать требования к инвестору. У местного экспертного сообщества существуют опасения, что списание российского кредита может создать почву для появления и развития коррупционных схем. Проблема заключается в способности действующей власти обеспечить выполнение своих обязательств по всем соглашениям не только перед Россией, но и перед всеми своими партнерами, соседями, а главное - перед собственным народом.

К тому же сохраняются высокие риски в экономике республики. Ведь подписанные соглашения на сегодня не дают оснований для решения текущих экономических проблем, а это существенно снижает инвестиционную активность не только российской стороны, но и любых потенциальных инвесторов, которые могли бы прийти на другие проекты в Киргизии. Для этого необходимо предлагать своим партнерам проекты, которые бы заинтересовали потенциальных партнеров по региону. Пока же все попытки экономического сотрудничества Киргизии с Россией, Казахстаном и другими странами региона в основном сводились к успешному оказанию финансовой помощи в кризисных ситуациях. Хочется надеяться, что подписанные соглашения излечат местные власти от желания быть вечным просителем и направят их усилия в русло конструктивного сотрудничества и партнерства на взаимовыгодных условиях.