В перерыве между концертами Деннис Чемберс и клавишник группы Хаакон Граф ответили на вопросы обозревателя "РГ".
Считается, что именно ударные - душа джаза. Вы-то, как барабанщик, уж точно будете это утверждать?
Деннис Чемберс: Нет. Я думаю, что клавишные, бас, духовые инструменты и, конечно же, барабаны в равной степени являются "сердцем джаза". Поскольку все они создают его ритм! А без ритма это был бы уже не джаз. Я, кстати, не использую какие-то особенно эксклюзивные ударные инструменты, достаточно обычные - просто играю на них с душой и задавая ритм, ведь это же главное?
Легко ли было собрать в Graffiti четверых склонных к импровизациям солистов? Ведь мудрую басню Ивана Андреевича Крылова "Лебедь, Щука и Рак", которая, надеюсь, известна и в США, пока никто не отменял?
Хаакон Граф: Познакомились мы давно. В конце 80-х я выступал на джазовом фестивале в Копенгагене. И после концерта ко мне подошел Джон Скофилд (знаменитый джазовый гитарист. - Прим. А.А.) - вместе с Деннисом и Гари Грэнджером (нынешний басист Graffiti. - Прим. А.А.). Мне нравилось, как они играют и когда Деннис с Гари пригласили меня к себе в Балтимор, то я махнул в гости к парням и на кураже мы записали сразу десять композиций! Я и вообще натура увлекающаяся, если мне что-то очень нравится. Однажды приехал выступить в Рио-де-Жанейро на месяц. А в итоге завис там на полгода! И в Graffiti мы, кажется, все такие. Увлекающиеся и куражные. Мне кажется, что главное для джазового музыканта именно это: не бояться быть собой и постоянно пребывать в поиске новых идей и звука...
Но все равно в квартет мы объединились очень не скоро, а все тщательно взвесив. Вначале съездили в тур, и после него я решил - нужно продолжать. Как человек с организаторскими способностями, взял на себя многие хлопоты. А Деннис и остальные не возражали, поскольку поняли, что мы лихо подпитываемся энергетикой и креативом друг от друга... Так что никакими своими баснями вы нас не смутите и не испугаете!
Когда люди проводят вместе столько времени, то невольно перенимают друг у друга манеру поведения, опыт, привычки... Каких вы набрались в Graffiti больше: плохих или хороших?
Деннис Чемберс: О, я только плохих - начал курить сигары.
Хаакон Граф: А я убедился в том, что уже не являюсь моралистом. Раньше-то я делал кому-то замечания. Но теперь решил: если люди хорошо играют на сцене, то мне уже все равно, что они едят и какую одежду носят. То есть стал более терпимым и спокойным.
Легко ли было выбрать программу, которая понравится российским поклонникам джаза?
Хаакон Граф: Уточню, что я у вас уже бывал - на гастролях с Яном Гарбареком, в 1979 году. Очень рад, что мне удалось тогда сходить в Большой театр - увидеть "Анну Каренину" с Майей Плисецкой, а потом побывать и на юбилее Родиона Щедрина.
Деннис Чемберс: Да и я заезжал: с Карлосом Сантаной, Грегом Хоу (гитарист группы Yes. - Прим. А.А.), Джоном Маклафлином. Но только теперь мы приехали не со звездами, а ради того, чтобы играть свою музыку и выразить собственное отношение к джазу и фьюжну. Приятно, что в Москве нас так хорошо поняли и приняли... Кстати, наш гитарист U-Nam прежде продюсировал некоторые песни для вашей поп-звезды Алсу. Так что у группы Graffiti и сегодня есть очень много общего с Россией...
Что вы узнали нового о России за эти гастроли, и о чем, может, хотели бы, но не успели?
Деннис Чемберс: Ничего особенно нового я для себя не открыл. Только то, что музыка Graffiti (основу которой составлял солнечный фанки-фьюжн. - Прим. А. А.), оказалась очень востребована и в России. Узнать это было приятно. Ну, и хотелось попробовать русской водки, которая и вправду не разочаровала.
Хаакон Граф: Прежде я совсем мало знал о вашей народной музыке. Зато мне всегда очень нравились русские композиторы Шостакович, Щедрин, Стравинский.
И еще - мы попробовали очень много вкусной еды в клубе, где однажды выступали. Я даже хотел купить карточку на телефон, чтобы позвонить домой в США, дабы рассказать своим о том, как хорошо русские готовят.