Может ли летчик Валерий Чкалов быть героем для сегодняшнего поколения молодых людей?
Игорь Зайцев: Вы буквально прочитали мои мысли. Снимая фильм, я и ставил всерьез перед собой именно такую задачу: все разговоры о национальной идее должны начинаться с национального героя. И я видел личность Чкалова именно в поэтическом прочтении, а не в псевдодокументальном. Потому что достоверные подробности жизни Валерия Чкалова никто сегодня не может рассказать, даже если бы мы опросили близких родственников. И нам, конечно, Чкалов интересен и как человек со всеми его проблемами и интересами, и как герой с невероятно высокими целями, направленными на служение своей стране.
Я могу Валерия Чкалова, как национального героя, поставить в один ряд с Ильей Муромцем, Александром Невским и другими. И считаю, что это очень важно, потому что именно появление таких героев дает понять сегодняшней молодежи: вы должны ставить перед собой только высокие цели, смотрите, люди это делали, и они действительно изменили мир, научившись летать. И вы тоже можете изменить мир.
А вы думаете, что сериал по телевизору смотрит молодежь или все-таки старшее поколение, которое знает кто такой Валерий Чкалов? Ведь все чаще приходится сталкиваться с тем, что молодые люди вообще не смотрят телевизор.
Игорь Зайцев: Это нормально. Те, кто думает, что молодые люди развиваются сами по себе, забывают, что они все равно ищут пример для подражания. Да, я сталкиваюсь с тем, что они не знают кто такой Чкалов. Говорят, например: "Тут видел сериал про двух летчиков. Такие пацаны крутые, свои - в доску. А кто это такие?" А дальше начинается процесс узнавания и открытия для себя Валерия Чкалова.
А вы сами когда узнали кто такой Чкалов?
Игорь Зайцев: Еще в школе, потому что мне-то уже - 50. У меня вообще в этом плане в жизни случилось чудесное совпадение. Я в армии служил два года в авиации в части имени Валерия Чкалова. И был на том аэродроме, на котором он летал.
И мечтали снять о нем фильм?
Игорь Зайцев: Нет, это получилось случайно. Сценарий долго лежал и предлагался разным режиссерам. И когда возникло конкретное предложение, я посчитал его интересным. Другое дело, что не нужно было делать так называемое ЖЗЛ - "жизнь замечательных людей". Это - не наш формат.
Вот вы сказали "поэтический образ". После первых двух серий у зрителей возник вопрос: не слишком ли вы романтизируете сталинскую эпоху? Хотя уже в третьей и четвертой сериях проскальзывают другие настроения по этому поводу.
Игорь Зайцев: Мне это очень импонирует. Потому что в итоге все заканчивается драматично. Что значит серьезно относиться к образу героя? Это в комплексе, когда в единое целое сложатся проявления каждого его возраста и поступки, зритель поймет, что рассказали об этом не просто так. Я тоже читаю интернет, где о нашей работе говорят: "Чуть ли не водевиль!" Но герои в юности действительно шалили, били стаканы, дрались, выпивали и сидели на гауптвахте. Это же пацаны, которые постепенно приходили к чему-то более серьезному.
Те, кто говорит "романтизируют", думают, что всегда было устроено именно так, как сейчас. А мы теперь живем по-другому - скоро сотня лет пройдет с того времени. Все было. Кажется, что если бы те, кто жил в России в 1937 году, знали, сколько народу будет уничтожено, они должны были бы массово бежать из страны, чтобы не стать жертвами. Но, находясь внутри ситуации, они были вынуждены подчиняться тем правила жизни, которые есть. И они были живые люди - любили, танцевали, дружили. Что про нас расскажут потом? Как мы жили? Как юморили? Как любимый мой Владислав Галкин заходил в бар, ломал стулья и стрелял по бутылкам? А милиция ничего с ним не сделала. Как же так? Где же закон?
Романтизм в моем понимании заключается в том, что мы показываем: существует вера в людей, способных изменить мир к лучшему. Они же смогли, победили, полетели!
Сцена пролета под Троицким мостом оказалась одной из самых запоминающихся в фильме? Как она была сделана?
Игорь Зайцев: За всю свою историю Троицкий мост был перекрыт второй раз. Для прежнего фильма о Чкалове, который был снят в 1939 году, и для нашей съемочной группы. Для меня лично это очень важная веха. Троицкий мост - серьезная транспортная артерия. Воскресенье, неудобство для питерцев и так далее. При этом я самой сценой не очень доволен - наверное, сегодня все это можно было сделать намного интереснее. Но любой проект, в том числе и телевизионный, это - ряд компромиссов: художественных, экономических, творческих… Получилось как получилось. Но я доволен, что с помощью художников и компьютерных графиков удалось создать впечатление, как будто Чкалов на самолете на спор из-за девушки пролетал под Троицким мостом.
Еще из отзывов о фильме: говорят, что каждая деталь в картине сделала с любовью. Вы в процессе работы ездили на родину Чкалова, были в его музее, изучали материалы. Возможно, там была какая-то деталь, которая вас лично особенно поразила?
Игорь Зайцев: Действительно, когда мы приехали в Чкаловск, смотрели все возможное. Залезали в самолет, на котором летал Чкалов. Помню, когда художник и оператор влезли в кабину, я понял, что уже там не помещусь. Хотя это было весной, и на не с не было большого количества одежды. Но было так тесно! Ширина фюзеляжа была метр двадцать. Площадь нашего самолета, выстроенного для декораций, была на 30 процентов увеличена, поскольку иначе снимать было бы невозможно. А самый интересный факт - какого же роста был Валерий Чкалов? Мнения были самые разные. Кто-то говорил, мол, был нормальный мужик, здоровый, в авиацию тогда маленьких не брали. Рост от 1метра 78 сантиметров до 1метра 86 сантиметров. А когда приехали, одна из служительниц музея сказала: наверное, меньше - где-то 1метр 72 сантиметра. И крикнула: "Семеновна, ну-ка пойди, метрику Валерия Павловича принеси". Принесли, а там написано - рост 164 сантиметра. А у Евгения Дятлова рост 190 сантиметров. Но он так сложен, что нет ощущения, что перед вами - "дядя Степа", и пропорции - не те.