В Башкирии сократят чиновников в сфере образования

В рамках оптимизационных мероприятий в системе образования Башкирии сокращениям подвергнутся не только педагогические коллективы, но и управленческий аппарат.

- Мы будем сокращать управленческое звено. Хотя районные отделы образования не так уж многочисленны, но определенные резервы имеются. Довольно часто на это указывается в жалобах, которые к нам поступают. Мы не можем их игнорировать, - заявил на совещании, посвященном модернизации системы образования, профильный министр Альфис Гаязов.

В этом году на образование в регионе направлено около 40 миллиардов рублей, что составляет практически треть республиканского бюджета. Во время августовского совещания глава региона поставил задачу сократить неэффективные расходы в образовании как минимум на 20 процентов. На тот момент они составляли пять с половиной миллиардов рублей.

На последнем же совещании министр образования республики Альфис Гаязов отметил, что сегодня в регионе оптимизационные работы ведутся по двум основным направлениям. Это сокращение малочисленных классов, где обучаются до семи человек. Второе направление - изменение статуса образовательных учреждений при наличии необходимых условий. К августу следующего года снижение расходов с учетом принимаемых мер уже должно превышать 26 процентов - в деньгах это 1 миллиард 186 миллионов рублей.

По сравнению с прошлым годом число класс-комплектов уже сократилось с 25,3 тысячи до 23,6 тысячи детей. При этом, по словам представителей министерства образования РБ, в основном под сокращение попали классы, где учились один или два ребенка. Исключением стали 153 класса с двумя учениками в школах, расположенных в отдаленных селениях. Плохие дороги и отдаленность до других населенных пунктов не позволили чиновникам закрыть эти классы.

Зато там, где в школах уже прошла оптимизация, среди местных жителей немало недовольных проводимыми мероприятиями - уволенные учителя и родители школьников, лишившиеся школы в своем селе. Это тоже факт, на который нельзя закрывать глаза. Только за последние два месяца в министерство образования РБ поступило более сотни обращений с районов.

- Мы постарались безболезненно выйти из этой ситуации. В этом году сокращено около двух тысяч учителей, это примерно три тысячи ставок. Все  процедуры выполнены с соблюдением закона. Сегодня более 1600 человек из них трудоустроены. Порядка 60 человек перешли на работу в другие сферы, около 200 ушли на пенсию, - пояснил министр образования.

По его словам, сегодня система образования республики перестраивается и модернизируется. Новая концепция предполагает создание в каждом районе сети базовых школ, на ремонт и оснащение которых направятся средства из республиканского и федерального бюджетов. Таким образом, базовые школы в районах смогут стать чуть ли не элитными - с теплыми туалетами, горячим и холодным водоснабжением, современным оборудованием. Пока же лишь треть из них находится в хорошем состоянии. Еще треть нуждается в косметическом ремонте, а остальные - в основательной реконструкции.

Одна из базовых школ в каждом районе республики в соответствии с концепцией получит статус лицея, где учеников будут готовить для дальнейшей работы по техническим направлениям. Также предполагается возрождение пришкольных интернатов и внедрение таких новых форм получения образования, как дистанционное, экстернат и самообразование.

- Наша цель - претворить в жизнь принципиально новую концепцию образования на основе модернизации всей его системы. Мы хотим создать гибкую, динамичную сеть образовательных учреждений. Думаю, в ближайшем будущем это удастся сделать, - подытожил Альфис Гаязов.

Справка "РГ"

По данным министерства образования РБ, сегодня в республике работает на 10 тысяч учителей больше, чем требуется по нормативам. По сравнению с прошлым годом количество школ как юридических лиц сократилось на 79. А количество детей, переведенных в результате оптимизации в другие школы, составляет всего один процент от всего количества детей, или 3581 ребенок.

Компетентно

Рустэм Хамитов, президент Башкортостана:

- Укрупнение классов, модернизация системы образования будут происходить и дальше. Но работа по оптимизации должна проводиться системно. Вначале надо создать условия для того, чтобы ни у родителей, ни у детей не возникало проблем. Например, если нет дороги, значит, строим, если нет автобуса - покупаем. И только после этого можно приступать к преобразованиям.