Ребенка зовут Леонардо, ему всего 10 лет. После развода родителей и многолетней борьбы за ребенка, опекунство над мальчиком было передано отцу. Поскольку мать категорически отказалась отдавать ребенка добровольно, судья разрешил мужчине обратиться в службу опеки и применить силу. Исходя из закона от 2006 года, ребенок разведенных родителей в Италии должен пользоваться правом на "совместную опеку обоих родителей". Тем не менее, по данным Национального института статистки, на практике только 19-ти процентам детей удается наслаждаться в равной степени обществом, как отца, так и матери. В 80-ти процентах случаев опеку над несовершеннолетним, чуть ли "по умолчанию", присуждается женщине. У отцов, считающих эту тенденцию "средневековой", в Италии шансов почти нет. История маленького Леонардо является либо лишним доказательством того, что закон о "совместном опекунстве" на Апеннинах действительно не работает, либо тем редким случаем, когда отец сумел все-таки выиграть "битву" за своего ребенка. Как утверждает сам отец, он не мог больше регулярно встречаться с сыном, сильно переживающим развод родителей, после того, как мальчику был поставлен диагноз - психическое расстройство. Однако какими бы благими намерениями не руководствовался мужчина, методы, которые применило правосудие с его подачи в отношении 10-летнего ребенка, вызывают слишком много вопросов.
Полицейские в штатском просто явились в класс, где учился Леонардо, и насильно увезли ребенка в детский дом, чтобы затем передать отцу, между прочим, адвокату по профессии. Сразу после этого в сети появилось видео, заснятое тетей мальчика, на котором видно, как ребенка в буквальном смысле заталкивают в машину, а на заднем фоне слышен истошный крик женщины: "Оставьте его в покое, подонки. Детей нельзя так похищать, к их мнению нужно прислушиваться. Мы что в Гестапо?". "Я не могу дышать. Тетя помоги мне", - умолял в ответ испуганный ребенок, которого в этот момент тащили с обеих сторон двое полицейских, словно он "мешок с картошкой".
Неудивительно, что эта запись сразу вызвала волну протестов в Италии, где к детям относятся не просто хорошо, а очень (иногда даже слишком) трепетно. На местную полицию тут же обрушился шквал звонков от обеспокоенных итальянцев с просьбой "не заминать это дело" и взять его на строгий контроль. После того, как ребенка увезли, мать Леонардо устроила пикет перед зданием школы с требованием немедленно вернуть ей сына. В ближайшее время женщина также намерена подавать апелляцию в суд. А начальник полиции Италии Антонио Манганелли, выразивший свое "сожаление" по поводу поведения своих подчиненных, обещал провести специальное расследование.
Неизбежно сразу появились две "конфликтующие" версии произошедшего: полиции и матери ребенка. Последняя уверена, что с ее мальчиком "обошлись как с каким-то преступником". Инспекторы службы опеки, напротив, утверждают, что они просто выполняли распоряжение суда. "Работа моих сотрудников была выполнена безупречно", - говорит комиссар полиции Винченцо Монтеманьо, отметивший, что для полноты картины на этой пленке не хватает кадров, где тетя и дедушка мальчика оказывают активное сопротивление правоохранительным органам. Хватит ли полиции доказательств, чтобы "выгородить" своих сослуживцев за жесткое отношение с несовершеннолетним? - большой вопрос.
Сейчас важно, все же, другое. Есть такое ощущение, что из-за всех этих "разборок", о ребенке, за права которого так отчаянно борются обе стороны, как раз забыли. Пока родители, представители службы опеки и судьи выясняют отношения, Леонардо - главная и, пожалуй, единственная "жертва" этой некрасивой истории, до последнего момента находился в детском доме. Сейчас Леонардо уже с отцом, который уверенно заявляет, что с его сыном все в полном порядке. Психологи, увы, с этим мнением согласиться не могут: "психологически нестабильный ребенок, повергнувшийся сильнейшему стрессу и ставший объектом жесткого отношения, может окончательно замкнуться и уйти в себя".
В свою очередь, одноклассники Леонардо, ставшие свидетелями его "похищения", искренне опасаются (и вполне вероятно, довольно справедливо), что завтра на месте парня могут уже оказаться они сами: "Получается, что и нас могут так запросто выкрасть, и у нас нет никаких прав?". Есть ли итальянских детей права, и как они на самом деле защищаются, предстоит выяснить местным парламентариям, которые, под влиянием скандала, намерены в кратчайшие сроки провести слушания по этому деликатному вопросу.