Новости

16.10.2012 00:45
Рубрика: Экономика

Меньше не значит лучше

По данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), за первое полугодие 2012 года сегмент микрозаймов малому и среднему бизнесу вырос на 37%. При этом в целом в совокупном портфеле микрофинансовых организаций (МФО) кредиты бизнесу занимают чуть более 60%, сообщил президент НАУМИР Михаил Мамута. Еще 25-28% составляют потребительские микрокредиты, остальное - так называемые "займы до зарплаты".

- Это может показаться странным, потому что если подойти к любой автобусной остановке, там преобладает реклама именно "займов до зарплаты", - сказал Михаил Мамута. - Однако в основном в этом сегменте сейчас сконцентрированы маленькие региональные или муниципальные компании с портфелем 2-3-5 млн рублей. Их много, они дают очень высокий оборот, потому что деньги крутятся крайне быстро. Но если посмотреть на структуру портфеля МФО в целом, то кредитование бизнеса остается доминирующим сегментом.

По словам Михаила Мамуты, микрозаймы особенно популярны среди малых предпринимателей в регионах: им сложнее получить банковский кредит или лизинговый продукт. Это подтвердил и замдиректора департамента финансирования МСБ МСП Банка Сергей Воеводин. Он отметил, что основными получателями микрозаймов являются малые предприниматели, которым не доступны стандартные банковские кредитные программы. МФО же имеют более гибкие технологии оценки заемщика, упрощенный пакет документов, ускоренную процедуру рассмотрения и выдачи. "Конечно, они принимают гораздо большие риски, которые покрывают значительно большей доходностью, так как проценты по микрозаймам могут существенно превышать проценты по банковским кредитам", - поясняет Воеводин.

В ряде регионов микрофинансовые организации и кредитные кооперативы могут быть единственными организациями, в которых предпринимателям доступно кредитование и другие финансовые услуги. Поэтому, по словам Сергея Воеводина, спрос в регионах на микрокредиты значительно выше, а, соответственно, и развитие микрофинансовых организаций там идет значительно более ускоренными темпами, чем в Москве и Санкт-Петербурге. "В рамках микрофинансового направления программы МСП Банка открыты кредитные линии 19 региональным фондам поддержки и 9 частным МФО", - рассказал он.

Михаил Мамута отметил, что сегмент МФО, кредитующих бизнес, состоит из двух основных игроков. Первый - это система фондов микрофинансирования, которую поддерживает минэкономразвития. Она сегодня действует более чем в 70 регионах РФ и капитализируется за счет бюджетных вливаний со стороны ведомства. В эти фонды ведомство вложило около 8 млрд рублей. Кроме фондов активно развивается и частный сегмент. Коммерческие компании обладают значительным потенциалом роста за счет привлечения новых акционеров, выпуска облигаций. В этой сфере сегодня действуют несколько крупных игроков, которые в совокупности дают еще около 5 млрд рублей к сегменту микрокредитования бизнеса. Фонды в основном финансируют неторговые сектора, при этом средняя ставка равна 8-10% годовых, так как кредитуют в основном низкорентабельные производственные бизнесы. "Государство считает, что торговля вполне может себе позволить кредитоваться в коммерческом секторе. Там нормальные обороты и рентабельность. Но торговля - это 70% всех малых предприятий. И говорить о том, что нам важны неторговые сектора - это не совсем правильно, если исходить из вопросов занятости населения и того, где проще всего начать бизнес", - уверен Мамута.

Экономика Финансы Банки