18.10.2012 08:20
    Поделиться

    "РГ" побывала в гостях у героя 70-х, ростовчанки Нины Переверзевой

    Чтобы не путать рычаги, герой труда Нина Переверзева завязывала на них ленточки
    В честь 75-летия Ростовской области Герой Социалистического труда Нина Переверзева удостоена звания Почетный гражданин Ростовской области. В настящий момент это звание имеют только три наших земляка. Знак №1 был вручен Герою Социалистического труда Юрию Пескову, №2 - Нине Переверзевой, третьим обладателем почетного звания стал народный артист СССР Михаил Бушнов.

    Как живет сегодня героиня 70-х годов прошлого века? В далеком 1973-м все газеты страны сообщили о трудовом подвиге сельской труженицы колхоза "Путь Ленина" из Песчанокопского района Ростовской области Нины Переверзевой. На комбайне СК-3 она поставила рекорд по обмолоту зерна и была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

    Из-за границы приезжали специально, чтобы убедиться в том, что женщина действительно так здорово работает на комбайне. Слова "хлеб" и "Переверзева" на долгие годы стали синонимами. А ее биография вошла в школьные учебники.

    Село Летник расположено на юге Ростовской области. Нина Васильевна Переверзева живет в небольшом домике, который они с мужем построили много лет назад.

    Ее знали все: репортажи по телевидению, в газетах и журналах сделали эту маленькую женщину известной на всю страну. Но она оставалась такой же простой и по-крестьянски наивной. И с детским блеском в глазах рассказывала о встречах с Гагариным, Шолоховым...

    Нина Переверзева: Меня много раз приглашали в гости космонавты. Но как-то неловко было отвлекать таких людей от дел. Однажды Леонтьев встретил нас в Кремле и привез в космический городок. Когда подвели к "Востоку", нам разрешили в скафандре посидеть в кабине. Первым устремился какой-то мужчина, но тут подошел Юрий Алексеевич, подхватил меня под руку и говорит: "Женщину вперед". И сам присел рядышком и все показывал, рассказывал. Правда, шлем так и не дал мне надеть. С Михаилом Александровичем Шолоховым мы часто встречались в обкоме. Хороший он был человек, понимал труд крестьянский, знал заботы селян. И всем чем мог, помогал.

    Нина Васильевна, а как это вы стали комбайнером?

    Нина Переверзева: Детство у меня было военное. Выживали за счет конопли. Из нее нитки пряли и холстину ткали. В войну этим и выжили. За мою холстину кукурузу давали, муку. А с 14 лет работала в колхозе. У нас в хозяйстве был один гусеничный трактор ЧТЗ. Я любопытная была, присматривала, что и как делает тракторист. Потихоньку и выучилась. Тогда кабин у тракторов не было, но я была маленькая, меня в нем и не видно. Тяжело управлять такой махиной: чтобы педаль выжать, приходилось двумя ногами изо всех сил давить. Один раз приехали ребята из другой бригады, увидели, что ЧТЗ сам движется, и бегом к бригадиру: "Там ваш трактор сам пашет!"

    Но я мечтала о комбайне. Многие смеялись: не бабское это дело. Сначала я училась у мужа, была у него помощником, а потом закончила курсы.

    Как села за штурвал, так все сразу и забыла. Столько рычагов всяких. Когда успокоилась, стала вспоминать, что да как. И к каждой ручке цветную ленточку привязываю. Когда муж увидел эти бантики, долго смеялся: у тебя, говорит, не комбайн, а кукольный театр какой-то.

    А как вы познакомились с мужем?

    Нина Переверзева: Он работал в нашем колхозе в другой бригаде. Я влюбилась сразу, уж больно хорошо он смеялся - как горох рассыпал. Мы были женихом и невестой, когда его забрали в армию. Послали его на самый край света, на остров Итуруп. Служили тогда три года. Он уехал, а к нам сваты стали наведываться. Но я всех отвергала, Колю ждала.

    Мама поставила ультиматум: придут сваты - выйдешь замуж.

    Вечером пришел жених, а я на окно залезла и всю ночь просидела в слезах на подоконнике.

    Но Коле моему кто-то письмо написал: пока ты Родину защищаешь, твоя невеста замуж выходит. Вернулся он из армии 5 ноября. Наш сосед в райцентре увидел его и мне говорит: "Соседка, а твой-то, вернулся".

    Я руками всплеснула, а сердце как забьется. Весь вечер как на иголках просидела. Но он не пришел. Думаю, значит, все, разлюбил. А на другой день к вечеру приходит мой Коля.

    - Можно с тобой поздороваться за руку? - спрашивает. - Ты ж теперь замужняя.

    - Если б я была замужем, - говорю, - я бы у мужа жила. А раз я тут, значит, не замужняя.

    В приданое мне достался сундучок. Нижняя дощечка в нем сгнила, так плотник новую прибил. Так эта досочка некрашеная и осталась. А все богатство: пара подушек да подстилка, которую я сама соткала.

    А за что вам дали "Золотую Звезду" героя?

    Нина Переверзева: У нас было семейное звено - я, муж и сын. Работали тремя комбайнами СК-3. За намолот 10 тысяч центнеров зерна за уборку давали звание Героя. Мы больше 33 тысяч намолотили. Всем троим должны были дать. Дали только мне. Очень неудобно было, ведь работали одинаково.

    В те далекие времена о звене Переверзевой много говорили. И не только хорошего. Злопыхатели шептались, что запчасти для комбайна, чтобы не было простоя, ей чуть ли не вертолетом привозят прямо с "Ростсельмаша". Даже засады в лесополосе устраивали, чтобы тот вертолет увидеть. Вертолета не было, а был упорный труд, с полной самоотдачей.

    Помнится, что в период уборки у вас был "сухой закон"?

    Нина Переверзева: Вы знаете, я и сейчас удивляюсь, как мне подчинялись здоровенные мужики. Ведь не пили. В то время от этого трудно было удержать. Правда, бывало, если дождик прошел, ну что делать. Комбайн проверим, подтянем, помоемся, переоденемся, а мужики просят: "Нина Васильевна, мы съездим в село, выпьем по бутылочке винца". Ну что с ними делать? "Но только по бутылочке", - говорю. А там кто его знает, сколько бутылочек. Но возвращались трезвые, и снова за работу. Если же погода стояла хорошая, то работали как черти.

    За уборку зарабатывали до 450 рублей, а если в другой район ехали помогать, нам и командировочные платили. Один год мы по 2000 рублей заработали. Получаем, а сами друг друга толкаем, не ошиблись ли они. Столько денег!

    Я о звании героя не мечтала, без него я бы, наверно, счастливей была. Это же какая ответственность - Героем быть! Нет в жизни ничего тяжелее славы. Со всех сторон себя сдерживаешь, чтобы, не дай Бог, не сказали: зазналась, мол, Переверзева, не соответствует!

    Но звание и членство в ЦК партии помогали решать проблемы земляков. Я и письма в разные инстанции писала, и сама много раз пороги обивала. Чтобы газ в село провести, область должна была подготовить документы. А мы ж этого не знали. На тетрадном листке написали: "Министру сельского хозяйства. Просим выделить..." С этой бумажкой и пришла к министру. Послушал он меня и спрашивает: "А вы документы подготовили?" - "Да", - говорю и достаю тот листок из тетрадки в клеточку. Рассмеялся он: какой же это документ? Но потом подумал и говорит: "Попробую помочь". И точно, достаточно быстро подвели газ к селу. А мой дом на окраине стоит, так что мне первой его и подключили. Вот и все мои привилегии.

    А вертушка "цековская" у вас была?

    Нина Переверзева: Телефона никогда не было. Лишь когда я поехала на XXV съезд партии, то провод через все поле тянули от конторы. А дома меня уважали люди, этим я и счастлива.

    Нина Васильевна, а вам на современном комбайне не хотелось бы попробовать поработать?

    Нина Переверзева: Меня фермер один приглашал посмотреть новый комбайн. Там все как в дорогом автомобиле. А ход мягкий, плавный. Да и поля нынче другие. Ухоженные. Стало жарко - включи кондиционер и работай в прохладе. Там только сиди и смотри. Раньше ведь и кабин на комбайне не было, пылью дышали. Нас жизнь испытывала, но и закаляла. Потому я и живу так долго. Много работала, натура, видно, такая.

    Нужно ли сегодня звание героя труда?

    Нина Переверзева: Думаю, если заслуженно и честно, то нужно. Человеку приятно, когда ему спасибо говорят, когда его труд людям нужен. Надо людей поддерживать. Особенно тех, кто трудится на земле. Сейчас как-то стали забывать, что хлеб всему голова. Чтобы нефть добыть или научное открытие сделать, надо человека прежде накормить. И не все в жизни измеряется деньгами.

    Поделиться