Виталий Александрович, я хочу поздравить от лица читателей нашей газеты корпорацию "Энергия", коллектив первооткрывателей космоса. Как принято, два слова об этапах большого пути.
Виталий Лопота: Ракетно-космическая корпорация "Энергия" по сути - родоначальник всей практической космонавтики. До 1966 года это была не корпорация, а ОКБ-1. Потом было несколько эволюций наших названий. Сегодня мы - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени Сергея Павловича Королева. В этих стенах родился не только первый в мире спутник. Это еще первые отечественные научные спутники, спутники связи и наблюдения, первые межконтинентальные баллистические ракеты. Это первый полет человека в космос, первый выход человека в открытый космос, первые космические станции. Это - формирование идеологии практической космонавтики, которая сегодня используется всем миром. В настоящее время мировой рынок космических услуг составляет порядка 300 миллиардов долларов США в год. Доля России на этом рынке невелика, и надо работать, чтобы ее увеличить. Наша корпорация заложила основы и международного космического сотрудничества. Первый советско-американский космический проект "Союз" - "Аполлон": впервые после "холодной войны" стыковка двух пилотируемых кораблей, которые изначально технически были несовместимы! Мы это сделали. Затем был проект "Мир" - "Шаттл" (Россия-США). За ним последовал проект "Морской старт" (Россия - США - Норвегия - Украина). Идеология Международной космической станции тоже родилась в наших стенах. На сегодня это крупнейший в мире космический проект. Все интерфейсы на орбите должны быть дружественными. Механические, электрические, логические и психологические. Это важнейший момент: люди "в одной лодке", делить нечего. Освоение дальнего космоса тоже возможно только в международной кооперации.
В 2009 году на Московском авиационно-космическом салоне мы представили идеологию амбициозного освоения космоса человечеством с учетом тех технических достижений, которые на сегодня возможны. Мы тогда рассказали о ней, объяснили ее суть Владимиру Владимировичу Путину. И была очень большая заинтересованность. К нам в то же время обратилась "Локхид Мартин" - ведущая космическая компания в США. Обратился и "ЕДС Астриум" - европейский концерн, который занимается космосом. И японская космическая компания "Мицубиси Хэви Индастриз". Впоследствии к нам еще присоединился "Боинг", США. Мы разработали концепцию программы возможного освоения космоса человечеством на ближайшие десятки лет. В канун сегодняшней даты эту концепцию обсуждали в рамках астронавтического конгресса, который проходил в Неаполе. Мы уже заключили соглашение о совместном дизайн-бюро, объединяем ресурсы, нацеливаемся на реализацию этой концепции в течение ближайших 30-40 лет.
Если говорить об истории, были "Востоки", сейчас "Союзы". А что приходит на смену? Что это за перспективный корабль, который создается в этих стенах? Сможет ли он лететь на Луну, Марс?
Виталий Лопота: Космический корабль, чтобы лететь в дальний космос, должен иметь соответствующие двигательные установки, разгонные блоки. Это не просто корабль. Целый комплекс. Например, марсианский пилотируемый комплекс при использовании самой эффективной энергетики на сегодня, может весить не менее 500 тонн. Это громадное инженерное творение, которое будет формироваться в околоземном космическом пространстве. На какой орбите - покажет время. Скорее всего, на орбите вокруг одной из точек Лагранжа, у Луны. Будем формировать, испытывать, отрабатывать. И только тогда станут возможными дальние экспедиции.
А сам космический аппарат, что он собой будет представлять?
Виталий Лопота: Пока у нас и американских коллег идеи примерно одинаковые. Это сегментно-конусообразная форма аппарата, с добавлением цилиндрической формы агрегатного отсека. С двигателями, со всей необходимой аппаратурой, которая обеспечивает полет космического корабля. Особое внимание мы уделили возвращаемому аппарату этого корабля для того, чтобы было безопасно возвращаться на Землю со второй космической скоростью. Потому что, когда аппарат с первой космической скоростью возвращается в атмосферу нашей планеты, его поверхность разогревается до температуры 2700 градусов Цельсия. Это примерно на 400 градусов выше температуры кипения железа!
Поэтому особое внимание уделяется теплозащитному покрытию возвращаемого аппарата, которое должно выдержать подобные температуры. Когда возвращаемый аппарат будет лететь со второй космической скоростью, он разогреется в атмосфере до температуры уже более 3000 градусов. И вот здесь мы вместе с нашими коллегами, с Академией наук, с нашей кооперацией, учеными, в том числе из вузов, разработали и испытали целый ряд интересных покрытий.Кроме этого, система жизнеобеспечения, система управления и навигации нового корабля, постепенно, эволюционно отрабатывается на нынешних поколениях российских пилотируемых и грузовых кораблей.
Например, корабли серии "Союз ТМА-М" имеют цифровое управление, и в каждом полете подготавливается следующий этап, чтобы "безболезненно" и максимально быстро переходить на новое оборудование. Новый корабль позволит размещать до семи человек. Это при полетах на околоземные низкие орбиты. При полетах в дальний космос экипаж корабля будет в составе четырех человек, и в корабле разместится еще 500 килограммов полезного груза. Приблизительно как в современном внедорожнике.
Американцы сейчас запустили "Дракон" - первый в истории частный космический корабль. В свете этой кооперации получается, что они идут по тому же пути, что и вы. Стоит ли вообще им этим заниматься, если уже есть "Союз" и будет еще новый корабль?
Виталий Лопота: Корабля "Дракон" в полной конфигурации для пилотируемых полетов еще нет! Он отрабатывается, и успешно начаты летные испытания. Американская фирма SpaceX пока только создает этот корабль. Они упростили очень многие технологические процессы, пользуются предшествующим опытом других разработчиков. Мы не можем себе позволить уменьшить объем экспериментальной отработки до запуска наших пилотируемых космических аппаратов. У нас в пилотируемой тематике есть несколько незыблемых, обязательных принципов, которым мы всегда следуем. Вот они: при одном отказе, (причем любом) безусловно, выполнить поставленную задачу. При двух отказах обеспечить безопасный полет и возвращение (спасение) экипажа. На стадии экспериментальной отработки всегда нащупываются те недоработки, несовершенства деталей, узлов, агрегатов, которые мы исправляем. Вот пример: в процессе отработки космических кораблей обнаруживается от нескольких сот до тысяч замечаний! В нашем корабле "Союз" при небольшом его объеме и массе 7,5 тонны около 650 тысяч децимальных сборочных единиц. Задумайтесь: сколько узлов, деталей, компонентов, систем, подсистем интегрировано в одном корабле! Объем экспериментальной отработки позволяет нам "вычистить" все несоответствия между материальной частью и требованиями в технической документации на нее. У наших американских коллег из SpaceX значительно уменьшен объем экспериментальной отработки. И риск очень большой. Но они пошли на этот риск. Посмотрим, как будут развиваться работы этой компании. И мы в целом сделаем соответствующие выводы и будем наращивать темпы создания российского корабля нового поколения.
Каковы перспективы "Морского старта", и степень участия России в этом проекте?
Виталий Лопота: "Морской старт" - это уникальный проект, предоставляющий пусковые услуги с морской платформы. Осуществляем мы их из экваториального района. Идея была рождена "Энергией" в 1991-1992 годах. Реализован проект был в 1999 году, когда был осуществлен первый запуск. С "Морского старта" выполняются запуски космических аппаратов с использованием ракеты-носителя (РН) "Зенит-3SL" с нашим разгонным блоком ДМ- SL. Эта РН фактически является частью технологии ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран". Проще говоря, ее основная, модульная часть использовалась в составе РН "Энергия". В РН типа "Зенит", сборка которого осуществляется на украинском "Южмаше", используется около 90 процентов российских комплектующих. При изготовлении "Зенита" заняты десятки тысяч работников российской промышленности.
"Морской старт" - это реализация одного из лучших конкурентных преимуществ ракетно-космической техники России на сегодняшний день. Только "Морской старт" использует двигатели с тягой до 800 тонн. Это двигатели РД-171 производства "Энергомаш". Мы их называем "царь-двигатели". Именно эти двигатели в ближайшие десятилетия могут определить конкурентоспособность наших РН. Аналогичными двигателями не обладает ни одна страна. Чтобы не потерять технологии, их необходимо изготавливать не менее 6-8 штук в год. И для нас "Морской старт" - основной заказчик таких двигателей и перспектива создания РН сверхтяжелого класса. Это, пожалуй, единственная возможность сохранения российских технологий мощного ракетного двигателестроения и реализации программ освоения дальнего космоса. Мне жаль, что многие это недопонимают.
Если бы компания "Морской старт" обанкротилась, прекратила свою деятельность, то все конкуренты в ракетостроении и двигателестроении были бы счастливы, что с рынка исчезла перспектива для нашей страны. Например, РН с грузоподъемностью 65-75 тонн для освоения дальнего космоса может быть сделана на двигателях класса РД-171 за 3-5 лет.
Полетим ли мы на Марс? К тому же к Земле приближаются крупные, опасные для нас, астероиды. Некоторые могут врезаться в планету. Может ли РКК "Энергия" обезопасить жизнь землян?
Виталий Лопота: В международной промышленной группе, о которой уже упоминалось, обсуждались возможные сценарии освоения космоса. На сегодня рассматриваются два сценария, которые поддержаны национальными космическими агентствами. Конечная цель обоих сценариев - Марс. Дальше Марса с сегодняшней энергетикой пилотируемая космонавтика пока не заглядывает. На первом этапе в первом сценарии - Луна без посадки на неё (с освоением окололунных орбит и отработкой технологии эффективного движения) и затем - астероиды.
На первом этапе другого сценария - астероиды, а потом Луна. То есть рассматриваем сценарии: "Земля - Луна - астероиды - Марс", "Земля - астероиды - Луна - Марс". Но все-таки сценарий отработки технологии эффективного движения у Луны более привлекателен, потому что это позволит отработать более тщательно технику и системы околопланетной и напланетной космической деятельности. Кроме знаменитого Апофиса, есть еще два крупных астероида, траектории которых пересекаются с орбитой Земли и с которыми в ближайшие несколько десятков лет по расчетам ученых есть, хоть и крайне малая, вероятность столкновения.
Что в этом случае может произойти с Землей, объяснять нет необходимости: катастрофа глобального масштаба! Чтобы ее предотвратить, нужны ракеты-носители грузоподъемностью порядка 70 тонн, чтобы вынести на траекторию перехвата соответствующий космический аппарат, который будет обладать необходимыми средствами и энергетическими запасами, способными изменить траекторию движения астероида. Можно предположить, что будут использованы космические буксиры с ядерной либо солнечной энергоустановкой, которые смогут с помощью электрореактивных двигателей доставить к астероиду соответствующие средства и энергетику, способную изменить его орбиту. Скорее всего, это будет термоядерный заряд.