Телевизионной рекламе не доверяют более 60 процентов россиян

"А теперь - рекламная пауза!" Если верить легенде, то после этой фразы с экрана телевизора в прайм-тайм во время популярной передачи резко подскакивает расход воды и электричества. Граждане шустро бегут по своим делам, пока "в ящике" рассказывает что-то очередная тетя Ася или гламурная мама с нереально чистеньким малышом на руках.

Рекламодатели между тем платят за трансляцию подобных роликов "громадные деньжищи". К тому, чтобы сделать грусть от расставания с ними особенно тяжкой, приложили руку социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В ходе недавнего опроса они убедительно доказали: россияне рекламе по-прежнему не доверяют. А когда рекламный ролик выходит в эфир, большинство зрителей переключаются на другой канал или отвлекаются на свои домашние дела.

61% респондентов четко объяснил социологам, что рекламе доверия нет. Примерно такой же цифра была и в далеком 1998 г. Разве что несколько больше теперь тех, кто рекламе отчасти доверяет, отчасти нет (их число выросло с 27 до 31%). Респонденты, считающие рекламу в целом правдивой - в меньшинстве (6%). Думают, что реклама все-таки не врет, скорее склонны обеспеченные россияне (12%). Респонденты с низкими доходами, напротив,  чаще других говорят, как ножом отрезают: не верю! (74%).

Относительное большинство россиян сказали социологам, что реклама им безразлична (38%). Остальных она раздражает (26%), 16% отметили, что они ей не доверяют, а 12% - испытывают к ней отвращение.

Что же получается, зря стараются имидж- и клипмейкеры, художники, актеры, режиссеры рекламных роликов и все те, кто тоже задействован в сложном деле производства таких роликов? Нет, не зря. Они работают на каждого десятого или каждого двадцатого россиянина. 12% опрошенных признаются, что реклама вызывает у них интерес, 4% - чувство беззаботности, по 3% - восхищение и радость, по 1% - доверие и воодушевление.

Свято место пусто не бывает. На что переключаются россияне, когда в эфире транслируют рекламу? Чаще всего - просто нажимают кнопку другого канала (43% всех телезрителей и 48% особо не доверяющих рекламе). Для трети россиян (32%) рекламная пауза - повод отойти от телевизора и заняться другими делами. Смотрят и слушают рекламные ролики только 9%. Правда, так поступает большинство респондентов, доверяющих рекламе (43%). Еще 7% сообщают, что выключают звук, но не переключают канал. И лишь 2% вообще в сердцах выключают телевизор (хорошо хоть не разбивают экран).

Ну, а 3% россиян признались, что телевизор не смотрят в принципе, потому и реклама проходит мимо их внимания. Хотя, наверное, слишком обольщаться на этот счет им не стоит. Реклама к потребителю свой путь найдет всегда. Догонит - и снова найдет. Мало не покажется.

Опрос "РГ"