Леонид Харитонович, прошло четыре года после нападения Грузии на Южную Осетию. С первыми залпами "Града" по Цхинвалу грузинское руководство развязало не только военную агрессию, но и информационную войну против России и Осетии, которая продолжается до сих пор. Все это время Саакашвили пытается доказать мировому сообществу, в том числе и через Страсбургский и Гаагский суды, что войну в Осетии развязала Россия, а Грузия якобы только оборонялась. Южная Осетия предпринимает какие-либо ответные меры?
Леонид Тибилов: Грузия вела и ведет агрессивную информационную политику. Но результаты получает все же ограниченные, потому что и международное сообщество прекрасно понимает: в августе 2008 года Южная Осетия подверглась грузинской агрессии. Это было подтверждено в том числе и международной независимой комиссией Тальявини. В своем итоговом докладе комиссия однозначно указала на Грузию как на страну, развязавшую войну. Южная Осетия, со своей стороны, также предпринимает меры для того, чтобы донести истину о войне до мирового сообщества, и использует для этого все имеющиеся в ее распоряжении площадки. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что залогом признания независимости нашей республики прежде всего является ее политическая и экономическая состоятельность. Работа над задачами развития является для руководства Южной Осетии приоритетной. Различные вопросы, связанные с Грузией, не представляют для нас первостепенной важности.
Есть ли шанс на изменение отношений между Южной Осетией и Грузией в связи с тем, что партия Саакашвили проиграла недавние парламентские выборы у себя в стране?
Леонид Тибилов: Делать какие-либо долгосрочные выводы из событий, происходящих сегодня в Грузии, преждевременно. Мы, конечно, наблюдаем за развитием ситуации в соседнем государстве. Южная Осетия неоднократно заявляла о своей готовности выстраивать с Грузией равноправные межгосударственные отношения на условиях признания независимости республики со стороны Грузии и компенсации ущерба, нанесенного нашей стране грузинской агрессией. Необходимым шагом также является подписание документа о неприменении Грузией силы в отношении Республики Южная Осетия. Грузинская агрессия в Южной Осетии должна получить адекватную политико-правовую оценку в самой Грузии. Осознание всеми заинтересованными сторонами новых реалий в регионе - залог его мирного развития. Если этого не произойдет, то говорить о каком-либо изменении отношений между нашей республикой и Грузией будет невозможно.
Каково сейчас положение на границе с Грузией? Вообще насколько она сейчас закрыта или, наоборот, открыта?
Леонид Тибилов: Что касается правовой стороны вопроса, то она определяется тем, что у Республики Южная Осетия с Грузией нет подписанного межгосударственного документа о взаимном признании суверенитета. Соответственно, также нет и соглашения о делимитации и демаркации государственной границы. Действует закон "О государственной границе Республики Южная Осетия", устанавливающий принципы правоотношений на границе. В соответствии с ним юго-осетинские пограничники совместно с российскими коллегами осуществляют свою деятельность по охране нашей границы. Сегодня со стороны Южной Осетии функционируют два пункта временного пересечения государственной границы с Грузией. Ситуацию в настоящее время можно охарактеризовать как стабильную.
Остаются ли осетинские пленные на территории Грузии или грузинские в Южной Осетии после войны? Сколько людей числится пропавшими без вести?
Леонид Тибилов: Пропавшими без вести в результате грузинских агрессий в Южной Осетии числятся 129 человек. Еще 16 наших граждан удерживаются в Грузии как осужденные. Вопрос их освобождения поднимается нами на различных международных площадках, но решение находится не всегда. Грузия по-прежнему не желает должным образом сотрудничать в этом направлении. Тем не менее со стороны Южной Осетии работа не прекратится до тех пор, пока каждый из удерживаемых на территории Грузии граждан нашей республики не вернется домой. Государство будет прилагать к этому все возможные усилия. Хочу подчеркнуть, что на территории Южной Осетии нет ни одного грузинского пленного, что является следствием проявляемой руководством республики доброй воли.
Цхинвал после нескольких часов массированного обстрела стал напоминать Сталинград 42-го года. Многое из того, что было разрушено грузинскими агрессорами, так и не восстановлено. Некоторые улицы до сих пор выглядят так, будто война здесь закончилась только вчера. Удастся ли в ближайшее время переломить ситуацию и восстановить разрушенное?
Леонид Тибилов: Эта проблема остается наиболее актуальной в нашей республике. Но она определенно будет решена, для этого прикладываются все необходимые усилия. Процесс восстановления после 2008 года шел не так, как того хотелось бы. Сейчас ему придается новый импульс. Требовательность народа Южной Осетии в этом вопросе я, как президент, понимаю и всецело разделяю. Люди, вынесшие на своих плечах тяготы войны, имеют полное право на жизнь с нормальным уровнем комфорта. Все жилье, которое было разрушено в результате грузинской агрессии, будет отстроено в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии. Будет создана вся необходимая республике производственная и социальная инфраструктура.
Понятно, что после избрания президентом вам досталось, мягко говоря, непростое наследство. Есть ли у вас точные данные о том, сколько денег было направлено на восстановление республики и о том, каким образом они были использованы? Ведется ли сейчас расследование злоупотреблений и хищений средств?
Леонид Тибилов: Соответствующая задача поставлена мной перед компетентными органами страны. Совместную работу ведут Контрольно-счетная палата Республики Южная Осетия и Счетная палата Российской Федерации, а также генеральные прокуратуры наших государств. На сегодняшний день уже возбуждено более 20 уголовных дел. Важность проверки использования финансовых средств, направлявшихся в Южную Осетию, очевидна. Поэтому одно из моих первых распоряжений в качестве президента касалось именно этого вопроса. Народ республики воочию наблюдал за всеми злоупотреблениями, сопровождавшими процесс восстановления Южной Осетии от последствий грузинской агрессии. Речь идет не просто о деньгах, а о восстановлении справедливости.
С момента вступления в должность вы и ваша команда уже успели сделать что-то конкретное, что люди могут засчитать вам в актив?
Леонид Тибилов: Подводить итоги пока рано, потому что времени прошло не так много. Но определенных результатов мы уже добились. Большое содействие в этом направлении нам оказывают наши российские коллеги. Особое внимание уделяется развитию сельских территорий. В самом разгаре находится процесс электрификации высокогорных сел, в которых света не было на протяжении 20 последних лет. Активными темпами идет строительство дорог, связывающих Цхинвал с районами республики - Знаурским, Ленингорским, городом Квайса. Прежнее состояние дорог в этих направлениях вызывало справедливые нарекания со стороны жителей, для которых даже не самые большие расстояния становились труднопреодолимыми. В Цхинвале ведется замена подземных коммуникаций, асфальтируются улицы. Были приняты меры, в результате которых нашла свое решение очень важная для жителей республики проблема с ценами на горючее. Литр бензина ранее стоил 35 рублей, сегодня - 29. Мы нашли возможность снизить ставку банковского процента, по которой в республике предоставляются кредиты населению. Совместно с Российской Федерацией идет работа над целым пакетом документов, касающихся социального обеспечения граждан Южной Осетии, здравоохранения, обороноспособности республики и экономического развития. В частности, мы надеемся на скорую ратификацию Федеральным Cобранием РФ Соглашения о режиме торговли товарами между Россией и Южной Осетией, подписанного в марте этого года. Актуальной проблемой остается восстановление разрушенных во время грузинской агрессии жилья и инфраструктуры в Южной Осетии.
Сейчас очень важно задать республике темп развития, который она сможет поддерживать в будущем. Многочисленные сложности, накопившиеся за 20 лет, создали определенную негативную инерцию, которую необходимо преодолевать. В этом контексте особую важность имеет создание эффективных политических и экономических институтов, которые должны стать основой развития Южной Осетии.
Не секрет, что за те 20 лет, которые народ Южной Осетии жил фактически в состоянии войны, говорить о развитии нормальной экономики и промышленности не приходилось. Есть ли сейчас у руководства республики планы по развитию собственной промышленности и сельского хозяйства?
Леонид Тибилов: Финансовая помощь, оказываемая Южной Осетии Россией, не может быть вечной. Если в республике не будет создан собственный экономический базис, то это серьезно ограничит потенциал нашего государства. На протяжении двух десятилетий Южная Осетия находилась в экстремальных условиях, одним из следствий чего явилось отсутствие внятной государственной экономической стратегии. Сегодня безопасность страны обеспечена на должном уровне, появилась возможность заняться вопросами развития реального сектора экономики. Мы планируем в первую очередь полностью удовлетворить спрос на электроэнергию на внутреннем рынке за счет строительства ГЭС. Промышленных предприятий на территории республики в советское время было 27. Состояние большинства из них сегодня оставляет желать лучшего. Государство сохранит только те из них, которые являются конкурентоспособными. Сельское хозяйство - отрасль, которая во всем мире является дотационной. Поддержка селу будет оказываться непременно, мы уделяем этому особое внимание. Вопрос важен как с точки зрения обеспечения республики продовольствием, так и с позиции развития всей территории Южной Осетии. Приоритетом в обозримом будущем станут инновационные проекты. Очень важно создать в Южной Осетии несколько высокотехнологичных производств, которые будут выпускать продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
В отсутствие соединяющей нас с Россией железной дороги единственной и важнейшей для экономики коммуникацией является автомобильная Транскавказская магистраль. Поэтому транспортная составляющая в издержках производимой в республике экспортной продукции велика, и ставка будет делаться на производства с высокой рентабельностью. Уже в следующем году планируется начать работу над созданием завода, который будет выпускать солнечные модули. Республика успешно представила этот проект на Инвестиционном форуме в Сочи. Очень важно способствовать развитию в Южной Осетии инновационной культуры производства.
Вот так вот - сразу с нуля и инновации. Думаете получится?
Леонид Тибилов: По этому поводу высказывается определенный скепсис, в первую очередь по причине недостатка кадров. Но нам необходимо добиться выпуска продукции, которая могла бы быть востребованной на мировых рынках. От государственной поддержки села в Южной Осетии не откажутся никогда, но стратегическим приоритетом станут новые высокотехнологичные производства. Мы хотим видеть свою страну современной, с большой долей инновационного сектора в экономике. Пока республика находится только в начале пути, работы предстоит сделать очень много. Но дорогу, как известно, осилит только идущий.
Удалось ли вам преодолеть внутренние политические разногласия, которые были особенно сильны в конце прошлого года?
Леонид Тибилов: Тема серьезных политических разногласий, которые действительно были в юго-осетинском обществе, сегодня неактуальна. В правительстве страны сейчас представлены разные политические силы, в том числе и бывшие кандидаты в президенты. Из людей с зачастую противоположными взглядами собрана единая команда. Считаю это признаком развития нашей политической системы, ее перехода на более высокий уровень. После президентских выборов никто, как то бывало раньше, не оказался в ситуации, когда в связи со сменой власти возникла бы необходимость покинуть республику. Народ Южной Осетии устал от войн и связанных с ними лишений и бытовой неустроенности. Он в полной мере заслужил право на достойную жизнь. Поэтому внутренняя нестабильность - последнее, что нужно сегодня Южной Осетии. Именно из этого я, как президент, исходил, когда предпринимал шаги по выводу республики из политического кризиса.
В последнее время в Южной Осетии все больше говорят о воссоединении южной и северной частей осетинского народа в рамках единой Осетии в составе России. Что Вы думаете по этому поводу?
Леонид Тибилов: Республика Южная Осетия возникла в результате самоопределения юго-осетинского народа. Только народ является источником суверенитета нашего государства, и дальнейшую его судьбу решать также будет только он. Своей же задачей, как президента, я вижу работу над решением проблем, которые испытывает сегодня республика. Их у нас достаточно, и все они нуждаются в решении.
Много говорят о той помощи, которую сегодня Россия оказывает Южной Осетии, но почему-то всегда только в контексте финансовых вливаний. Неужели деньги - это основной фундамент, на котором строятся наши двусторонние отношения?
Леонид Тибилов: Южная Осетия получает от России всестороннюю поддержку. Ее часто пытаются свести только к материальным аспектам, но вопрос на самом деле гораздо глубже. Новая реальность, возникшая в регионе после 2008 года, является уникальной и для Южной Осетии, и для России. Обеим странам потребовалось определенное время, чтобы ее осознать. Возникли новые вызовы, на которые сегодня мы вместе ищем ответы. Финансовая помощь, которую наша республика получает от России, конечно, очень важна. Но еще важнее поддержка, которую мы получаем в области государственного строительства. Формируются политические, экономические и общественные институты, которые станут каркасом государственности Южной Осетии. Идет поиск точек роста, которые должны вывести на новый уровень экономику республики. Сегодня мы закладываем системные основы для будущего развития Южной Осетии. Это очень сложный, временами болезненный, но необходимый процесс. Помощь, которую республика получает в нем от России, трудно переоценить. Она определяется близостью двусторонних отношений, в которых материальная сторона не является превалирующей. Я абсолютно уверен в том, что Южная Осетия с поддержкой России построит современное, процветающее государство. Для достижения такой цели сегодня есть все необходимые предпосылки, и мы будем неуклонно двигаться в этом направлении.
А что Южная Осетия может дать России? Или эта игра в одни ворота? Как вы оцениваете перспективы развития российско-югоосетинских двусторонних отношений?
Леонид Тибилов: Российско-осетинские отношения насчитывают не одну сотню лет и всегда были прочными и надежными. Россия является главным стратегическим партнером Республики Южная Осетия. Признание независимости республики со стороны Российской Федерации дало нашему народу возможность мирно развиваться на своей территории. Возможность, которой мы долгое время были лишены. Нынешние межгосударственные отношения между Россией и Южной Осетией я могу охарактеризовать как особенные для обеих стран. 2008 год стал для нашей республики исторической вехой, поскольку открыл перед ней качественно иные перспективы развития и государственного строительства. Но он стал историческим и для России. В августе 2008 года состоялось ее возвращение в мировую политику в качестве, которое многие считали уже навсегда утерянным, - мировой державы. Произошло это именно в Южной Осетии, что во многом определяет близость наших нынешних отношений. Хотел бы подчеркнуть еще один момент. Во время и после грузинской агрессии Россия показала себя всему миру как государство, которое может формировать свою политику, руководствуясь не только прагматическими соображениями. Признание независимости Южной Осетии было для руководства страны нелегким решением, связанным с серьезными политическими рисками. В этот непростой момент руководство России получило от российского общества полную поддержку, а впоследствии российский народ оказал нашей республике неоценимую помощь. Мы все это прекрасно помним. Признание независимости Южной Осетии было не только ответственным политическим шагом. Оно стало актом справедливости по отношению к нашему народу и редчайшим примером нравственного решения в современной политике. Такой пример всему миру подала Россия, и случилось это именно в Южной Осетии.