Новости

23.10.2012 00:41
Рубрика: Экономика

Куда идет налог

Зависимость от федерального бюджета мешает развитию регионов
Проблема низкой налоговой автономии местного самоуправления в России остается нерешенной, отмечается в обзоре, подготовленном Standard&Poor's. Как подчеркивают аналитики, несмотря на унификацию нормативов отчисления от налоговых доходов в местные бюджеты, муниципалитеты лишены сколько-нибудь значимых собственных доходных источников, включая налоги. Большинство муниципальных образований подвержены рискам, связанным с финансовой политикой региональных администраций. Исключение составляют лишь несколько крупных городов. Администрации регионов зависят от нестабильных поступлений от налога на прибыль, а также слабо предсказуемых федеральных трансфертов. Как считают в Standard&Poor's, правительство РФ осознает проблему и уже сделало ряд предложений по ее решению. В частности, речь идет о введении налога на недвижимость. Впрочем, перспективы этого налога неопределенны: сроки его введения уже несколько раз переносились.

- Исходя из общепринятой мировой практики, налог на недвижимость является одним из основных источников дохода в бюджет государственно-территориальных единиц иностранных государств, - рассказал "РБГ" Алексей Филимонов, генеральный директор компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. - Но в России этот инструмент практически отсутствует. Сегодня жители нашей страны оплачивают налог на недвижимость из расчета ее кадастровой стоимости, которая существенно меньше рыночной цены объектов. Принятие поправок в законодательство в этой сфере и их реализация позволит значительно увеличить размер поступлений в муниципальные бюджеты. На эти деньги власти смогут развивать не только инфраструктуру города - дороги, жилищно-коммунальное хозяйство, но и улучшить базу объектов социального назначения по примеру развитых стран. Однако введение налога на недвижимость из расчета ее рыночной стоимости - вопрос политический, считает Филимонов, потому что увеличение налоговой нагрузки может привести к социальным волнениям. Граждане не воспринимают недвижимость как финансовый инструмент: большинство из них получили ее от государства. Они не готовы принять на себя полную ответственность за содержание, эксплуатацию этой недвижимости, особенно старшее поколение. В случае введения расчета налога с учетом рыночной стоимости многие будут вынуждены либо отказаться от своей квартиры, либо искать дополнительные источники финансирования, что может привести к серьезным социальным последствиям.

- Основной вопрос здесь не в том, вводить или нет новые налоги в муниципалитетах, а в том, куда они будут распределяться - что пойдет в местный бюджет, а что - в федеральный, - уверен генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. - Это вечная проблема, и характерна она не только для России. В малых странах она не так остра, но чем больше государство, тем сложнее решить вопрос с распределением налогов. В США, например, подобные дискуссии идут непрерывно. Понятно, что есть некоторые статьи расходов, на финансирование которых налоги должны идти в федеральный бюджет - армия, полиция, здравоохранение и др. Но вот вопрос о пропорциях этих отчислений - дискуссионный. Оптимизации налогов способствует выборность власти. Право менять налоги или вводить новые должны иметь только выборные органы власти.

Оптимизации налогов способствует выборность власти

В отчете Standard&Poor's также отмечается, что существующие подходы к распределению налоговых поступлений между уровнями власти все больше дискриминируют местное самоуправление. Так, в частности, произошло в 2011 году, когда многие региональные администрации были вынуждены централизовать закрепленные за муниципалитетами поступления от транспортного налога в целях выполнения требования федерального центра о создании дорожных фондов. Кроме того, по мнению аналитиков агентства, негативное влияние на доходы местных бюджетов по-прежнему оказывают установленные федеральным законодательством льготы по местным налогам (на землю и имущество физических лиц).

Руководитель группы компаний "Нексиа Пачоли" Светлана Романова согласилась, что в межбюджетных отношениях сегодня существует явный перекос в сторону их излишней централизации в федеральном центре. Такая ситуация стала логичным продолжением общей политики по выстраиванию "вертикали власти", включая отмены выборов глав субъектов РФ и т.д. Поскольку сейчас маятник распределения полномочий движется в сторону большей децентрализации власти, это движение должно быть подкреплено и перераспределением финансовых ресурсов, выходящим за рамки бюджетных трансфертов, считает эксперт. В местные бюджеты целесообразно направлять любые налоги, связанные с проживанием конкретного налогоплательщика на конкретной территории: налоги на землю, на недвижимость, на транспортные средства и т.д. При этом под словом "местные", отметила Романова, надо понимать бюджеты и регионов, и муниципалитетов, и органов местного самоуправления, поскольку взаимоотношения между ними - это отдельная большая проблема. Она добавила, что местным органам власти необходимо предоставлять право на введение любых разумных местных налогов в зависимости от специфики и традиций конкретного региона.

Экономика Финансы Налоги