Обама пришел к власти в ситуации даже худшей, чем в свое время Франклин Делано Рузвельт. Список проблем, которые оставили его предшественники, был похож на эпитафию на могиле, тем не менее он выиграл. Это и его везение, и признак высокой зрелости американского народа, который выбрал более прогрессивного, смотрящего вперед человека. Крупных изменений в отношениях России и США в среднесрочной перспективе, в следующие два года ждать не приходится. Обаме нужна Россия для того, чтобы обеспечить спокойный выход из Афганистана. Нужна и для того, чтобы совместно или хотя бы не противореча друг другу регулировать ситуацию на Большом Ближнем Востоке, где Америка проигрывает.
Так что будет холодное, деловое сотрудничество. Затем могут быть два варианта развития ситуации, и оба они зависят от того, какой будет Россия. Если Россия продолжит замедляться, то соответственно усилится позиция США в мире.
В сотрудничестве с Россией будут менее заинтересованы, тем более это станет менее необходимо после вывода основной части войск из Афганистана. Тогда "маленькие болячки", такие как соперничество за центральную Азию и в других регионах, полезут наружу. Этого негативного развития ситуации не последует, если Россия будет усиливаться, реформироваться и покажет тенденцию к росту. Сами американцы обострять ситуацию слишком сильно не будут. Но есть еще теоретическая возможность, что американская или российская администрация, наконец, предложат новую повестку дня.
Напомню, что Обама пришел к власти с очень старой общеполитической повесткой. Ядерное разоружение было едва ли не центральным пунктом его программы, а это уже вопрос позапрошлогодний. Мы подписали договор, который помог нормализовать отношения, это называлось перезагрузкой. Но реально в российско-американских отношениях две страны продолжали отдаляться друг от друга и действовать по своим повесткам. В принципе, если бы у Москвы и Вашингтона хватило воображения, Россия и США могли бы сотрудничать по целому кругу важных для мира и для себя вопросов: продовольствие, ситуация в области безопасности в Тихом океане, предотвращение распространения ядерного оружия, предотвращение гонки в области ПРО и, соответственно, гонки ядерных вооружений по всему миру, изменение климата, ситуация в Арктике. Но, к сожалению, такой продвинутой повестки дня ни Россия, ни США пока не предлагают.
Перезагрузки отношений между Россией и США не было. Была нормализация, названная красиво "перезагрузкой", и она произошла. Сейчас у нас нормальные деловые отношения, тесное сотрудничество по очень многим вопросам. А разговоры о конце перезагрузки связаны, во-первых, с политической ситуацией в США: об этом упоминали соперники президента Обамы, а, во-вторых, Россия по внутриполитическим соображениям начала разыгрывать антиамериканскую карту, но не столь серьезно. Поэтому появились такие разговоры. Может быть, перезагрузка как некая романтическая идея и ушла, но нормализация осталась: между Россией и США установились нормальные, деловые, вполне конструктивные отношения.
Россия и США будут сотрудничать независимо от того, кто займет пост госсекретаря США после Хиллари Клинтон. Сьюзан Райс (постоянный представитель США при ООН, - прим. "РГ"), равно как и Виктория Нуланд, представитель госдепартамента, и сама Хиллари Клинтон образовали "железную" группу женщин, которые занимались ситуацией вокруг Сирии. Но они проиграли. Всем понятно, что в Сирии идет гражданская война, поддерживаемая извне радикалами со всего Ближнего Востока. Но я думаю, что Россия и США продолжат сотрудничать вне зависимости от того, кто будет на посту госсекретаря.
Александр Рар, научный директор германо-российского форума:
- Я думаю, что европейцы вздохнули с большим облегчением, узнав об итогах голосования в США.
Во-первых, многие не знали, что из себя представляет Ромни, особенно в вопросах внешней политики. Лишь один раз во время избирательной кампании он выбрался в Старый Свет, приехав на Олимпийские игры в Лондон летом этого года. Там он наговорил достаточное количество глупостей. В Европе боялись не столько прихода самого Ромни, сколько появления во власти радикально-консервативных сил, в частности "чайной партии", которая стояла за республиканцами. В Европе также очень боялись того, что вместе с Ромни к власти в США придут бушевские "неоконсерваторы", которые, возможно, втянут Европу в какие-то войны, которых она вести не хочет. А Обама европейцам с его социально ориентированной политикой очень близок. Он не чисто американский капиталист, он хочет перенести европейскую социально-экономическую модель на Америку, например, социальные и больничные страховки, которые давно существуют в Европе. Он не предлагает Европе нести расходы по поддержанию роли США как мирового жандарма. В Старом Свете боялись именно того, что Ромни заставит Европу "служить американскому жандарму" для спасения монополярного мира.
Напротив, Обама понимает, что мир уже не может развиваться исключительно по монополярной модели. У него есть понимание того, что в сегодняшнем мире нужно сотрудничать с другими полюсами силы. Может быть, Обама не будет уделять слишком пристального внимания европейцам, но и заставлять, принуждать их делать что-то он не будет, как это, наверное, сделал бы Ромни. В Европе также есть надежда на то, что Обама сможет выстроить продуктивные не только для США, но и для мирового сообщества отношения с Китаем, который на глазах становится второй мировой сверхдержавой.
В этом отношении Обама в качестве президента США более предпочтителен как для европейцев, так и для мировой глобальной политики.
Выборы показали: многим американцам стало понятно, что США находятся в глубоком кризисе и держаться за старые либерально-капиталистические ценности старой Америки, которые хочет возродить и обновить Митт Ромни, уже нереально. Обама привлекателен тем, что предложил американцам мирное сожительство с другими народами, дееспособную социальную систему, которая много десятков лет успешно работает в Западной Европе. По большому счету он предложил серьезнейшую реформу традиционной капиталистической системы. На мой взгляд, американцы в ходе избирательной кампании поняли, что за Обамой больше прогрессивных идей, чем за Ромни, который восхвалял ту Америку, которой больше нет.
Алексей Малашенко, член научного совета Московского Центра Карнеги:
Барак Обама продолжит начатый им курс на перезагрузку отношений с государствами Ближнего Востока.
Значительные коррективы в политику американской администрации на этом направлении внесла "арабская весна", фактически являющаяся "исламским летом", поскольку в США не ожидали такой исламизации политической жизни региона. Идет процесс взаимной притирки Вашингтона и новых ближневосточных лидеров, однако самый болезненный этап уже позади. И Обама будет работать с тем, что есть. Мусульмане, например, в Египте или Тунисе, выглядят не экстремистами, а достаточно умеренными и прагматичными, они готовы к сотрудничеству. К тому же они понимают, что без Запада им будет очень тяжело. Поэтому на ближневосточном треке Обама, вероятно, будет проводить не политику "кнута и пряника", а политику надежды.
Это повлияет на ситуацию на Ближнем Востоке и, в частности, на арабо-израильские отношения, причем повлияет амбивалентно. Кому-то в Израиле это не нравится, а кто-то воспринимает это как неизбежность, поэтому американскому лидеру придется искать компромиссы. Серьезной головной болью выглядит проблема шиитского радикализма. Так, для Обамы остается неразрешенным узел противоречий с Ираном. Позиция Вашингтона здесь будет оставаться жесткой. Однако что касается возможности применения военной силы со стороны США, то я не вижу, чтобы переизбранный президент был готов так рискнуть, поскольку сам неоднократно выражал стремление идти дипломатическим путем. В Иране это, к сожалению, воспринимается как слабость. В отношении Сирии политика Обамы, скорее всего, ужесточится. Там идет гражданская война, и если не произойдет чуда в виде примирения Асада с оппозицией, то без фактора внешнего военного вмешательства эта ситуация не разрешится. Однако прямое вмешательство со стороны американцев и европейцев не приведет к позитивным последствиям. Сокращение американского военного присутствия в Афганистане может спровоцировать большие перемены в Южной и Центральной Азии. Мусульманский мир не един и отношения США с ним будут складываться очень непросто, однако у меня ощущение, что Обама к этому внутренне готов. Что касается влияния ближневосточного фактора на отношения Вашингтона и Москвы, то экономическое и военно-техническое сотрудничество России с большинством стран региона в существующих объемах не несет угрозы американским интересам. Но по мере формулирования российских интересов возможно как взаимодействие с США, так и взаимоотталкивание.
Материалы подготовили: Игорь Дунаевский, Максим Макарычев, Анна Федякина, Виктор Фещенко.