Большинство студентов в университетах США обучается за счет родителей или различных фондов, а также на заемные средства, кредиты банков. По окончании учебы они выплачивают кредит в течение 5-7 лет. Это хороший стимул стать востребованным на рынке труда специалистом, как можно быстрее вернуть деньги за учебу - он побуждает будущих студентов выбирать подходящий вуз.
Отчасти эта модель работает и в России. В вузах, предоставляющих платные образовательные услуги наряду с бюджетными, степень соответствия запросам рынка, квалификации и подготовки выпускников регулируется рыночным спросом, конкуренцией с другими образовательными учреждениями. В основном это экономические, юридические, другие гуманитарные вузы, которым не требуется дорогостоящая материально-техническая база.
Но беда еще и в том, что в российской сфере высшего образования шокирующая дифференциация доходов: административно-управленческий персонал, ректорат получают 150-800 тысяч рублей, а основные носители знаний, производители нематериального актива - преподаватели, профессора, научные сотрудники - 10-30 тысяч. Такая система не мотивирует ни готовить специалистов по заказу бизнеса, ни заниматься наукой, ни создавать инновации.
Для сравнения, зарплата руководителей западных вузов (порядка10 тысяч долларов в месяц) ненамного выше зарплаты преподавателей и профессоров (около 5 тысяч). Ведь именно преподавательский состав, наряду с современной материально-технической базой, является наиболее ценным ресурсом вуза. На Западе, особенно в США, практикуется смена преподавателей, прием педагогов узкотехнических дисциплин с опытом работы в профильных компаниях, периодический переход с преподавания на производство или совмещение работы на производстве с преподаванием.
В этой связи в России нужно решить две задачи. Во-первых, сохранить социальную направленность политики государства в отношении высшего образования и сложившуюся в стране систему образования со всеми ее сильными сторонами, главная из которых - возможность получить универсальное базовое высшее образование и навыки творческого мышления. Во-вторых, обеспечить условия, которые позволят готовить уникальных, креативных специалистов, удовлетворяющих современным запросам бизнеса.