Конституционный суд оценил, как бизнес платит штрафы ФАС

Сегодня Конституционный суд изучал жалобу ООО "Маслянского хлебоприемного пункта". Его руководство было убеждено, что предприятие оштрафовали на слишком крупную сумму.

Этот хлебоприемный пункт расположен в Тюменской области. Когда в 2010 году в России случилась засуха, Федеральная антимонопольная служба начала собирать сведения о том, что происходит на рынке.

19 августа 2010 управление ФАС в Тюменской области отправило запрос о деятельности общества на рынке услуг по хранению зерна, а также о закупочных ценах на зерно и отпускных ценах на муку. Ответа ФАС не получил и 9 ноября 2010 года принял решение привлечь предприятие к административной ответственности и оштрафовать на 300 тыс. рублей. 12 ноября 2010 ООО "Маслянский хлебоприемный пункт" информацию предоставил, но было поздно. Три судебных процесса в арбитраже не помогли, и заявитель оказался в КС, будучи твердо уверен, что часть 5 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) не соответствует Конституции.

Заявитель объясняет, что на его малом предприятии работает всего 20 человек и плата штрафа в размере 300 000 рублей - суммы, сравнимой с двухмесячным заработком всего трудового коллектива - поставит его на грань выживания и может привести к банкротству. Более того, заявитель указывает, что нынешняя редакция КоАП не позволяет суду снизить размер административного штрафа. Представителей заявителя сегодня в КС не было, зато представители органов власти высказали все, что они думают о современном российском предпринимателе.

Представитель Совета Федерации в Конституционном суде Александр Саломаткин напомнил, что в этой статье существует так называемая "вилка" и максимальный штраф по этой статье - 500 тыс. рублей, явно намекая, что заявитель зря жалуется. "КоАП действительно не предусматривает возможности назначения штрафа ниже низшего предела в целях снижения разорительного характера штрафа", - признал Саломаткин. И хотя среди ученых-юристов и особенно предпринимателей идет дискуссия о целесообразности этой нормы, уточнял представитель верхней палаты парламента, "реальность такова, что сегодня федеральный парламент не получил внятного сигнала от правительства и президента о необходимости подобной коррекции, что, в конечном счете, может привести к изменению идеологии административного процесса". Представитель президента в КС Михаил Кротов, отвечая позже на вопросы судей, заметил, что чем ниже штраф, тем меньше внимания обращают предприниматели на свои нарушения (привел в пример ситуацию с природоохранными нормами): "Если санкция по размеру установлена иллюзорная, она не оказывает существенного влияния на их деятельность".

Представитель правительства в КС Михаил Барщевский назвал действия заявителя "правовым нигилизмом - это когда я не соблюдаю требования законодательства, а потом ищу защиты в судебных органах за мое собственное разгильдяйство". Он считает, что следует сравнивать цифру штрафа не с доводами заявителя, а с годовым оборотом предприятия и долго возмущался тем, "какое количество бюджетных средств было израсходовано на рассмотрение дела - да триста тысяч это копейки".

- Я надеюсь, вы приехали из Москвы в Санкт-Петербург не для того, чтобы продемонстрировать нам дороговизну дела? - иронически поинтересовался председатель КС Валерий Зорькин.

- Нет, это просто чтобы заявителю стало стыдно, - ответил Барщевский.

Заявителя в зале, впрочем, не было.

Судья Высшего Арбитражного суда Валерия Кирюшина едва ли не буквам изучила вынесенные ее коллегами решения в отношении заявителя и указала, что в материалах дела нет никаких разумных объяснений, почему запрашиваемая ФАС информация не была представлена вовремя, и нигде "заявитель не сообщал о невозможности исполнения предписаний антимонопольных органов".

- Что касается вопроса о значительности размера санкций, то, возможно, для субъектов малого и среднего бизнеса сумма является достаточной, - признавала Кирюшина, - но надо учитывать, что данное правонарушение препятствует эффективному действию антимонопольных органов  на рынке.

Кроме того, указала судья ВАС, данная норма была прописана именно так, чтобы хозяйствующим субъектам было выгоднее представить документы в антимонопольные органы, чем оплатить штраф. "Фактически заявитель не согласен с отказом признать антимонопольными органами совершенное им нарушение малозначительным", - отметила представитель Генпрокуратуры в КС Татьяна Васильева и тоже высказалась против признания нормы не соответствующей Конституции. Что же до возможности введения в статью КоАП более низких санкций, то тут все представители органов власти были единодушны - это компетенция законодателя.

"Сами санкции начали применяться только с 2008 года, когда нарушение антимонопольного законодательства стало преследоваться штрафами исходя из оборота кампании", - рассказывал начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Он считает, что без этой обеспечивающей нормы "ни одного нормального антимонопольного расследования произвести невозможно". А суровость штрафов объяснил высокой общественной опасностью, ведь последствия засухи неизбежно отразились бы на жизни россиян. Пузыревский напомнил, что заявитель в КС нес ответ в территориальное управление ФАС почти три месяца и не прореагировал даже при составлении протокола о правонарушении.

Также Пузыревский ответил на вопрос судьи КС Сергея Казанцева, обеспокоенного, не пострадают ли российские предприниматели от таких суровых антимонопольных правил сейчас, когда подписано соглашение о создании Единого экономического пространства (ведь в законодательстве Казахстана подобных норм нет). "Там заложена норма, полностью списанная из российского законодательства и предусмотрены санкции за невыполнение решений антимонопольных органов от 300 до 500 тыс. рублей, и теперь Казахстан должен будет ее выполнять", - заверил начальник правового управления ФАС.

Решение по делу будет вынесено в течение месяца.