21.11.2012 23:36
    Поделиться

    Вопрос о правах усыновленных детей всколыхнул общественность Киргизии

    Более 3,5 тысячи маленьких киргизстанцев живут в приемных семьях
    Правозащитные организации республики потребовали от парламентариев узаконить раскрытие тайны усыновления.

    Можно ли предугадать поведение ребенка, которому сообщили, что он приемный в семье и что где-то есть мать, которая его выносила, родила, а потом оставила или выбросила на помойку как котенка. Например, в 2012 году только в одном Иссык-Атинском районе Чуйской области на улице нашли четырех новорожденных. Слава богу, все остались живы, а как сложится их дальнейшая судьба, покажет время.

    Пока же "РГ" расскажет об одном случае из практики детского психолога, отражающем дилемму "сказать или промолчать".

    Сказать нельзя промолчать

    Тринадцатилетний Коля Глуховцев (имя и фамилия изменены по этическим соображениям) узнал, что мать отказалась от него сразу после рождения. Рассказал об этом одноклассник, который подслушал разговор родителей. Но, к сожалению, не только Коле, но и всей школе.

    Коля замкнулся в себе, стал агрессивным. На любое замечание со стороны взрослых реагировал дерзко. Приемный отец Олег Константинович Глуховцев пытался добиться от сына причины его отчужденности. Коля упорно молчал. А потом и вовсе пропал, оставив записку: "Я - подкидыш, не нужен даже матери, не хочу быть обузой".

    Цифра: 2 тысячи заявлений об усыновлениии поступило в органы опеки Киргизии за 9 месяцев 2012 года (по данным правительства)

    Его нашли через неделю замерзшим в горах. В руках паренек сжимал женский платок, а на глазах замерзли слезинки. Нес ли он его в подарок своей биологической матери или взял на память о приемной, так и осталось загадкой. Олег Константинович не смог оправиться от потери хоть и приемного, но любимого сына. Он скончался в одной из больниц Бишкека от инфаркта.

    Три года назад почти аналогичный случай, но только со счастливым исходом произошел в Иссык-Кульской области. Там вовремя вмешались психологи, и подростка удалось спасти. Теперь ему уже 17, и он вспоминает о своем намерении уйти из жизни лишь потому, что от него отказались родители, с горькой усмешкой. Безмерно любит приемных мать и отца, которые приласкали его и обогрели.

    Секретные материалы

    Итак, нужно ли хранить тайну рождения? Первой в Киргизии подняла вопрос о необходимости раскрыть ее директор общественного фонда "Лига защитников прав ребенка" Назгуль Турдубекова. Она убеждена, что, уберегая ребенка от сведений о его биологических родителях, нарушают его право на информацию об его истинном происхождении. Существующую же на сегодня в Киргизии норму усыновления она назвала "коррупционной ширмой". Уполномоченные органы, как считает Турдубекова, отдают детей на усыновление отнюдь не в интересах матери и ребенка.

    Напомним, раскрытие тайны усыновления вопреки воли усыновителей в Киргизии считается преступлением. УК предусматривает за него наказание в виде штрафа или двухмесячного ареста. Правда, как показывает прокурорская практика, за последние 20 лет по этой статье к ответственности никого не привлекали.

    Наказание за разглашение тайны усыновления в подавляющем большинстве стран предусматривается рядом международных конвенций. В том числе - Гаагской.

    О финансировании

    Министерство социального развития Киргизии отреагировало на заявление правозащитницы, отметив, что усыновление никоим образом не препятствует ребенку по достижении им совершеннолетия узнать правду о настоящих родителях. В ведомстве уверены, что до этого разглашение сведений об усыновлении может причинить детям моральные страдания. Тем более, что известно немало случаев шантажа и других домогательств со стороны биологического родителя, который начинает препятствовать нормальной жизни ребенка в новой семье.

    - Законодательством закреплены специальные меры по обеспечению тайны усыновления государственными органами, но право раскрытие тайны оставлено на усмотрение самих усыновителей, - озвучила позицию ведомства пресс-секретарь Кымбат Кыдыралиева. - В настоящее время обсуждается возможность включения социальных работников в штатное расписание персонала роддомов, а также ряд других мер по снижению количества детей, оставшихся без попечения родителей.

    За и против

    Алина Славянская, психолог реабилитационного центра:

    Это непростой вопрос. В том, что касается отношений между самими усыновителями и их ребенком, здесь я однозначно за то, чтобы он знал, что приемный. А вот в отношении действий третьих лиц не все так однозначно. И насчет биологических родителей тоже не уверена. В Европе и Америке усыновители не только не скрывают этого факта, но даже помогают выросшим детям находить их биологических родителей. Там уже стал почти официальным бизнес, когда по заказу приемных родителей проводится поиск биологических пап и мам их подросших детей. И никто не видит в этом ничего страшного. При этом я не слышала о случаях, когда дети уходили бы к своим биологическим родителям. Просто знакомятся, интересуются, поддерживают отношения, но не более. У нас, как всегда, свои особенности. Дело в том, что многие биологические родители несут в себе некую угрозу спокойствию приемной семьи. Согласитесь, есть слишком много асоциальных элементов. Если за рубежом спившиеся, например, родители не представляют реальной угрозы, здесь они могут сильно испортить жизнь тем, кто взял их ребенка. Трепать нервы, отравлять существование. Мало ли что придет в голову человеку, у которого алкоголем затуманены мозги.

    Инара Гилязетдинова, судья районного суда:

    Я считаю, что тайна усыновления должна быть сохранена. В жизни ведь бывают разные обстоятельства. Согласитесь, родителям едва ли будет приятно, если им станут напоминать, что у них неродной сын или дочь. Еще более серьезная ситуация складывается у ребенка. В школе его могут постоянно изводить из-за того, что он подкидыш. При усыновлении нужно в первую очередь исходить из интересов ребенка, если речь идет именно об усыновлении. Если же это опека или приемная семья, значит, будет вспомоществование. Каждый сам выбирает свой путь и принимает решение. А опека, приемная семья или патронат - это как раз открытые формы, там ребенок изначально знает, что он неродной. Совсем другие дело - сама процедура усыновления. Вот она должна быть максимально прозрачной, чтобы избежать коррупционных схем.

    Поделиться