О своих собственных доходах, а также доходах ближайших родственников - супругов и несовершеннолетних детей - чиновники разного уровня, в том числе "самые руководящие", депутаты, сенаторы и даже премьер с президентом рассказывают ежегодно с 2010 года. В 2011 году круг тех, кто обязан подавать декларации о доходах, пополнился сотрудниками госкорпораций. Само по себе предоставление таких сведений, конечно же, дисциплинировало слуг народа и народных избранников. И для профилактики коррупционных действий было нелишним. Однако не имело никаких последствий для тех, кто тратил несравнимо больше, чем зарабатывал.
Чиновники и прочие государственные мужи из установленного законом списка до сих пор лишь признавались в том, что имеют. А комиссии, созданные для проверки деклараций, могли "по сигналу" лишь выяснить, достаточно ли декларанты были искренни, не утаили ли чего. Теперь их попросят еще и подтвердить, что земельные участки, акции, усадьбы в России и за рубежом, яхты, дорогие автомомбили и прочая движимость и недвижимость приобретались ими самими или их супругами и несовершеннолетними детьми на законный доход, если появится информация о том, что госслужащим или членами его семьи совершена покупка на сумму, превышающую общий доход чиновника и его супруги по основному месту их службы за последние три года, предшествующие совершению сделки.
Сигнал может поступить откуда угодно - из банка, правоохранительных органов, Пенсионного фонда, Общественной палаты, СМИ, политических партий. Анонимки в счет не идут. Декларация обо всех расходах "подконтрольного" чиновника или, к примеру, депутата в таком случае не требуется. Но он должен сообщить об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Если такие сведения предоставлены не будут, это квалифицируется как правонарушение, которое грозит "отказнику" увольнением со службы.
"Мы давно говорили о необходимости такого закона", - заметил лидер фракции "Единая Россия" в Госдуме Владимир Васильев, который до недавнего времени возглавлял Комиссию ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами. По мнению Васильева, которое он не раз высказывал, "контроль за доходами без обеспечения контроля над расходами недостаточно эффективен". Теперь же многое может измениться. И эти изменения, как полагает Васильев, непосредственно касаются около 10 миллионов человек. И в первую очередь тех представителей огромной чиновничьей армии, что тратили не по доходам, "вели роскошный образ жизни", не соблюдали никаких профессиональных ограничений и "тем самым дискредитировали понятие честного труда".
Впрочем, лидер думских "единороссов" признает, что вопросы в связи с принятием этого президентского пакета возникают. Например, как будет обеспечиваться наблюдение за 10 миллионами чиновников? Но Васильев уверен - "общество понимает, что больно коррупцией, что коррупция разлагает здравоохранение, образование, другие жизненно важные сферы, а потому должно реагировать на те проявления теневых доходов, проявления коррупционных отношений, с которыми оно сталкивается".
"Вот эти сигналы будут рассматриваться комиссиями, которые смогут установить, соответствуют ли расходы чиновника его доходам, которые были задекларированы", - пояснил Васильев. А после этого, по его словам, "наступает самое главное: не нужно будет доказывать состав преступления" - достаточно иска прокурора. Разница, обнаруженная между задекларированными доходами и расходами чиновника, отражается в иске, и суд принимает решение о конфискации имущества, приобретенного на незаконные средства, в пользу Российской Федерации.
"Это очень эффективная форма, - убежден глава фракции. - Да, это "презумпция виновности", но это соответствует антикоррупционной конвенции, которую мы реализуем уже в целом ряде законов. Таким образом мы закладываем основу для оздоровления, в первую очередь, чиновничества России".
"Контроль за соответствием расходов доходам закладывает совершенно новые условия невыгодности коррупционного поведения, - заявила председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, также отметив, что в новом законе "вводится совершенно новый вид ответственности - возможность изъятия имущества в доход государства по иску генпрокурора в том случае, если не будет подтверждена добросовестность приобретения".
Закон вступит в силу с 1 января 2013 года, однако депутаты внесли в проект поправки, распространив его действие на сделки, совершенные в 2012 году. "Те, кто соблюдал закон, действовал в интересах общества и своих служебных интересов, они в текущем режиме представят информацию, - уточнила Яровая. - Те же, кто нарушал закон, кто действовал не в интересах государства, должны будут ответить на целый ряд вопросов. И если возникнут основания, то буду привлечены к ответственности". Под контроль, по словам Яровой, попадет огромное количество граждан, которые проходят службу на муниципальном, региональном, федеральном уровнях, это вся правоохранительная система, Центробанк, Пенсионный фонд, госкорпорации". Однако в рядах думской оппозиции нашлись сомневающиеся. "Справоросс" Дмитрий Горовцов выразил опасение, что закон может оказаться имитацией, поскольку, как полагает "справоросс", правоохранительные органы от борьбы с коррупцией отстраняются, эта обязанность полностью ложится на чиновничью вертикаль. Но она вряд ли справится, поскольку никакого финансирования такой контрольной работы закон не предусматривает. Впрочем, Горовцов не исключил, что внутренние чиновничьи разборки могут оказаться полезными для борьбы с коррупцией.