В "высоком" послании, подписанном 12-ю деятелями российской культуры, среди которых - Геннадий Хазанов, Олег Табаков, Марк Захаров, Галина Волчек, Елена Образцова, Михаил Лавровский, Зураб Соткилава, Владимир Андреев и др, президенту рекомендовалось назначить на пост руководителя Большого театра Николая Цискаридзе. Письмо попало в блоги, резонанс - в СМИ, но с опозданием: к этому времени по указу министра культуры Анатолий Иксанов остался на посту Гендиректора Большого театра до конца 2014 года. Теперь деятели культуры - публично и приватно - приносят директору извинения, посыпая голову пеплом. "Я не хотела бы этого и было бы кощунственно - подписать это письмо, если бы я знала, что Вы продолжаете работать в театре, - пишет Иксанову Елена Образцова. - Мне сказали, что Ваш контракт не продлен..." "Я ознакомился с письмом в отношении Н. Цискаридзе только по телефонной версии..., - оправдывается Марк Захаров. - Меня не проинформировали о предложении освободить Вас от руководства театром. Подобная информация о Вас вызвала во мне шок и ощущение собственной вины за мою заочную подпись". Другие звонят Иксанову с теми же объяснениями. И выглядит все это мутно. Возможно, лет двадцать назад подобная история прошла бы незаметно для публики, по разряду кулуарной истории, без которых театральный мир не существовал никогда. Но сегодня скрытого пространства не существует. И градус личной этики обнажается. Особенно если учесть, что любая информация перетекает теперь без разбора - сплетня это или тайна, искаженная это интерпретация или истина - из интернет-ресурсов в официальные СМИ, где уже обретает статус "факта". Сам Анатолий Иксанов отказался комментировать эту историю и поступки людей, с которыми многие годы связан профессионально.
На запрос "РГ" ответила руководитель пресс-службы Большого театра Катерина Новикова:
- Сейчас, когда это письмо вышло в публичное пространство - в блоге Тины Канделаки обсуждается и его содержание, и ответные письма - стало абсолютно очевидно, что вся эта история есть способ борьбы артиста Николая Цискаридзе за должность. Мне как пресс-секретарю Большого театра жалко, что жертвой этой борьбы становится репутация Большого театра. А что касается ответных писем людей, которые ставили свои подписи, а теперь в письменной или устной форме говорят, что их ввели в заблуждение, то оценивать их поступки как-то странно. К ним ведь и обращались как к людям, которые имеют вес в обществе, высокую профессиональную репутацию. Это выглядит странно и потому, что все эти люди хорошо знакомы с Анатолием Геннадьевичем, и перед тем, как что-то подписывать, могли бы позвонить ему и спросить, действительно ли он уходит со своего поста. Неважно, тогда они чего-то испугались или сейчас, но как они могут рекомендовать артиста балета, пусть и выдающегося, в качестве генерального директора театра? Хотя эта ситуация не единичная: в Парижской опере сейчас звезда балетной труппы Николя Ле Риш, заканчивающий свою карьеру по возрасту, тоже борется за власть, и в печати стали появляться письма против руководителя балета Парижской оперы Брижит Лефевр. Так что ситуация для нас ясная.