Эти проблемы не ушли в прошлое, но подвижки есть. До конца года может начать работу Общественный совет по частно-государственному партнерству в ОПК. Ожидается пересмотр допустимой рентабельности оборонных предприятий. До сих в пор в минобороны существовала формула, согласно которой рентабельность в 20% допускалась на продукцию, произведенную самим предприятием ВПК. И только 1% рентабельности был предусмотрен для заказанных на стороне комплектующих. Этот подход, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, разрывал межотраслевые и межкорпоративные связи, заставляя заводы "оборонки" производить даже небольшие объемы комплектующих, что значительно удорожало конечную продукцию. Такая рентабельность лишала поставщиков 2, 3 или 4-го уровней возможности работать с ВПК, поскольку не компенсировала им ни логистических, ни страховых затрат. "С такой порочной практикой будет покончено", - уверен Гутенев. В качестве приемлемой рентабельности для "комплектаторов" он называет 15-20%. Иначе она не обеспечивает техническое перевооружение предприятий, подрывает конкурентоспособность. Пока же средняя рентабельность в ОПК колеблется в районе 4-6%.
То, чтоМСБ избегает предприятий ВПК, очевидно, если посмотреть на ситуацию в одном из крупнейших оборонных центров - Новосибирске. Недавно на базе этого города вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил создать "оборонный кластер". Из 300 ассоциированных членов новосибирского отделения "ОПОРЫ", организации, объединяющей МСБ в регионе, с оборонными заводами никто не работает. Хотя в регионе расположены почти 30 предприятий ВПК. Ни одному предпринимателю не удалось на этом направлении добиться успеха. Впрочем, глава местной "ОПОРЫ России" Ольга Незамаева припомнила двух членов организации, которые предлагали сотрудничество "оборонке". Но безуспешно.
Монтажно-строительное предприятие "Электрон" в Новосибирске входит в число субподрядчиков минобороны. В концерне, строящем пусковые площадки для межконтинентальных ракет и выполняющем электротехнические работы на олимпийской ледовой арене в Сочи, трудятся 5000 человек. "Нам не нужны люди со стороны, - объясняет глава предприятия Валерий Кармачев, - со всем справляемся сами. Надо прежде всего сохранять своих людей, давать им работу, совершенствовать оборудование". Он бескомпромиссно отбрасывает мысль о включении в производственный цикл МСБ. В правительстве Новосибирской области видят ситуацию иначе. Первый зампред правительства области Алексей Струков рисует схему, которая, по его мнению, может оказаться приемлемой для ВПК. На бумаге один за другим появляются квадратики. Квадратик побольше - заказчик, оборонное предприятие, которое передает часть производственного цикла МСБ. Одному, второму, третьему - квадратики поменьше. А те, по заранее оговоренным стандартам, производят детали, не требующие секретных допусков. "Любую секретную технологию можно раздробить на части", - размышляет Струков. Но он признает: то, что выглядит идеально на бумаге, потребует длительного, 5-8-летнего эволюционного периода, в течение которого ОПК и бизнес должны научиться доверять друг другу. Пока же бизнес слабо представляет, в чем потребность военных заводов. А те строят работу таким образом, чтобы все задачи решать своими силами.
Директор Новосибирского Городского центра развития предпринимательства Егор Казанцев пытается на практике найти приемлемую форму взаимодействия малого бизнеса и "оборонки". Он утверждает, что предварительные договоренности на этот счет все же существуют с одним из предприятий. Хотя дойдет ли дело до реализации задуманного - еще неизвестно. Речь идет о создании при оборонном заводе промышленного парка. Механизм взаимодействия прост - предприятие сдает в аренду малому бизнесу оборудование, которое не используется в полном объеме, предоставляет часть "лишних" цехов. И гарантирует, что будет выкупать у арендаторов часть необходимой для военного производства продукции, сделанной из предоставленных заводом заготовок. Остальная гражданская продукция, выполненная МСБ, поступит на открытый рынок. Но может ли идея таких парков быть реализована в масштабах страны, стать частью стратегической программы взаимодействия оборонных кластеров и бизнеса?
"Такой проект уже существует, - заявил Владимир Гутенев. - Мы назвали его "Милитари-Сколково". Он предусматривает создание на базе высвобождаемых площадей при оборонных заводах благоприятных условий для взаимодействия между малым бизнесом и крупными вертикально интегрированными структурами". Для этого необходимо, чтобы системообразующие банки активно занимались микрофинансированием под гарантии крупных предприятий. А те формировали для МСБ долговременный заказ и прозрачные правила игры. В проекте закона "О федеральной контрактной системе" речь идет не менее чем о 10-процентном участии малого бизнеса при распределении контрактов. Исключение составляют предприятия атомного комплекса и нескольких других направлений. Но, по словам Гутенева, он вышел с инициативой увеличить до 15% долю участия МСБ в распределении контрактов. Эта позиция уже получила положительную оценку со стороны правительства.