Джоомарт Оторбаев: Уровень внешнего долга Киргизии сегодня устойчив

Первый вице-премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев в интервью "РГ" подвел экономические итоги уходящего 2012 года.

Джоомарт Каипович, прежде чем мы перейдем к обсуждению частностей, хотелось бы услышать от вас общую оценку. Каким был 2012 год для экономики республики?

Джоомарт Оторбаев: Начну, пожалуй, с того, что прошел он под знаком массовых инвестиций в инфраструктуру. То есть в возведение прочного каркаса, который должен держать на себе здание. Никогда, например, прежде в республике не строилось и не ремонтировалось такое количество дорог как республиканского, так и местного значения. Не заключались соглашения, подобные тем, что уже реализуются и будут реализовываться в энергетике страны. Это и линия электропередач "Датка - Кемин", которая позволит ощутимо увеличить экспортный потенциал Киргизии. Это и строительство новых гидроэлектростанций на реке Нарын - капсула на месте возведения каскада из четырех ГЭС уже, напомню, заложена. Словом, речь идет именно об инфраструктурных проектах, без которых невозможно успешное развитие экономики страны. Ну а если говорить об итогах года в целом, то, несмотря на определенный пессимизм в оценках независимых экспертов, я скажу, что в 2012-м рост экономики Киргизии, без учета "Кумтора", составил около четырех процентов.

Не с большим ли дефицитом республиканского бюджета он связан?

Оторбаев: Да, тема бюджетного дефицита сегодня весьма актуальна. Но драматизировать ситуацию, на мой взгляд, все-таки не стоит. Дефицит бюджета есть практически во всех странах мира. В том числе и в богатых, и в тех, которые формируют государственную казну путем экспорта углеводородов. Нет в этом факте, я подчеркиваю, ничего плохого. Это нормальный процесс, когда расходов больше, чем доходов. Другое дело - размер дефицита и способность экономики его обслуживать. Макроэкономическая теория говорит о том, что дефицит в районе 5 - 6 процентов ВВП не мешает поступательному развитию. Это как раз наш случай, что подтвердила недавно побывавшая в республике миссия Международного валютного фонда, - макроэкономическое положение Киргизии стабильно. Эффективному исполнению бюджета 2012 года помешали два фактора - выпадение из него доходов от месторождения Кумтор и позднее поступление ресурсов от Всемирного банка и Азиатского банка развития. Предполагалось, что средства поступят в третьем квартале года, но из-за определенных задержек исполнение договоренностей отложили на четвертый квартал. В результате получился минус примерно в три миллиарда сомов. На эту сумму был секвестирован бюджет.

Чьи расходы урезали?

Оторбаев: Ни в коем случае не затрагивались защищенные статьи главного финансового документа страны - зарплаты, пенсии, пособия, иные социальные обязательства. Они будут выплачиваться вовремя и в полном объеме. Сократили в основном средства министерств и ведомств по статье "капитальное строительство" и прочие расходы - ремонт сооружений и зданий, транспортные расходы и так далее. Трагедии не произойдет, если все это будет сделано позже, скажем, в начале 2013 года.

Депутаты парламента утверждают, что в следующем, 2013 году дефицит бюджета составит уже 30 миллиардов сомов. То есть увеличится на шесть миллиардов по сравнению с 2012 годом.

Оторбаев: Я с ними не согласен. На 2013 год мы планируем дефицит бюджета в размере 4,7 процента ВВП. Это около 16 миллиардов сомов. Скажу еще раз, что дефицит не является негативным фактором для развития экономики, если его размер не превышает 5 - 6 процентов ВВП.

Два месяца назад Киргизия обратилась к международным кредиторам с просьбой рассмотреть возможность списания внешнего долга страны, который на данный момент составляет больше двух миллиардов долларов. Ответ от доноров уже получен?

Оторбаев: Важно отметить, что мы не настаиваем на списании долга. Мы говорим, что обслуживаем очень высокое его бремя, платим проценты. Вообще, уровень внешнего долга у республики сегодня устойчивый. После списания Россией 489 миллионов долларов от ВВП он будет составлять немногим более 50 процентов. Я напомню, что есть страны, в которых эта цифра превышает 100 и даже 200 процентов. Япония, например. И ничего страшного с ней не происходит. Обычно международные финансовые институты списывают долги, когда кредитуемые страны скатываются в дефолт. Киргизии это не грозит. Поэтому списание, конечно, возможно, но срочной необходимости в нем нет.

Парламентарии ставят в вину кабинету министров страны рост цен на продукты питания и товары народного потребления. Только одна мука подорожала за последнее время в четыре раза, а правительство ничего по этому поводу не предпринимает, говорят законодатели. Каков ваш комментарий?

Оторбаев: И депутатам, и рядовым киргизстанцам нужно понять, что цены на продукты питания в республике определяются ценами на мировых рынках. Киргизия, к сожалению, инфляцию импортирует. Из России, из Казахстана. И первая, и второй могут повышать заработные платы за счет роста мировых цен на углеводороды. У нашей республики такой возможности нет. Поэтому в Киргизии повышение зарплат всегда отстает от повышения цен. Мы должны научиться еще лучше собирать налоги. Но в то же время экономику страны движет сфера услуг - туризм, торговля, транспорт, строительство. Сфера, относящаяся к малому и среднему бизнесу. А собирать налоги с этой сферы трудно. Это не труба, размер которой легко измерить и подсчитать, сколько нефти и газа перегнали через нее за какой-то промежуток времени. Это тысячи мелких и средних предприятий, которые, естественно, пытаются скрыть свои доходы.

Но разве у государства нет рычагов воздействия, способных сдержать резкий рост цен на те же продукты питания?

Оторбаев: Это очень трудно сделать. Республика входит в зону свободной торговли с Россией и Казахстаном. В Киргизии свободная экономика, границы страны открыты. Сейчас у нас инфляция измеряется единичными цифрами, в пределах четырех процентов в год. Но дело не в цифрах, которые мы видим, а в реальном росте цен на услуги и товары. Потому что фактор инфляции специфичен. Он контролируется формулами, которые ограничены в своем охвате. На какие-то продукты и услуги цены не растут, а на какие-то - растут сильно. Что-то дешевеет, что-то дорожает. Проценты - усредненная величина.

Президент Узбекистана Ислам Каримов не раз высказывал опасения по поводу строительства на реке Нарын новых гидроэлектростанций. Насколько они, на ваш взгляд, обоснованны?

Оторбаев: Я считаю,надо прислушиваться к мнению соседей. Нужно вести с ними соответствующий диалог, чтобы развеять подобные опасения. Строительство новых ГЭС поможет Узбекистану получать больше воды в вегетационный период - весной и летом. Чем больше запасается воды в Киргизии, тем безопаснее должны чувствовать себя страны, находящиеся в низовьях рек. А что касается угрозы разрушения плотин в случае землетрясения, то это опасение, на мой взгляд, необоснованно. Станции будут строиться на высоком технологическом уровне.

Эксперты сомневаются в том, что энергосистема страны в ее нынешнем состоянии сможет выдержать поступление новых мощностей после запуска каскада из четырех станций и Камбараты-1.

Оторбаев: Энергия с новых станций в основном пойдет на экспорт. Какая-то ее часть - на внутреннее потребление, поскольку экономика страны растет, ей нужна энергетическая подпитка. Но, наряду с генерирующими мощностями, инвестиции идут в модернизацию распределительных сетей - строятся высоковольтные линии, десятки миллионов долларов идут на установку новых трансформаторов и замену кабелей. Обновляется вся система, модернизируется вся цепочка.

Три месяца назад группа экспертов приступила к разработке стратегии развития горнодобывающей отрасли республики. Последняя наряду с энергетикой является одной из системообразующих отраслей экономики страны. Как продвигается работа экспертной группы?

Оторбаев: Эта конкретная группа завершит работу в течение следующего года. Стоит напомнить, что в республике уже принят первый пакет законодательных актов о недрах. Сейчас готовится второй, который сделает сферу недропользования предельно открытой и прозрачной.

Что касается принятия либеральных законов, то у инвесторов к правительству претензий сегодня нет. Их скорей волнует другое - нападения местных жителей на лагеря геологоразведочных предприятий, перекрытие дорог, угон техники и так далее. Как это остановить?

Оторбаев: Дело в том, что люди не доверяют инвесторам из-за существовавшей до недавнего времени тотальной коррупционной системы в стране. Тот факт, что за это время было разработано только одно крупное месторождение, сам за себя говорит. Люди по-прежнему думают, что сферой недропользования до сих пор управляют грабители, которые получили взятки и раздали месторождения проходимцам, желающим извлечь минералы и оставить страну с уничтоженной природой. Задача правительства это мнение поломать. Причем не силой, а убеждением. Доказать, что сегодня месторождения разрабатываются в интересах страны, всего населения и местных сообществ. В новой налоговой политике половина налогов, поступающих от горнорудных проектов, остается на местах. А раньше все шло в центр. Кроме того, введены новые социальные обязательства для инвесторов. Работайте с местным населениям, доказывайте свою пользу для экономического развития региона созданием рабочих мест и оказанием социальной помощи. Я думаю, что люди, увидев такое положение вещей, перестанут препятствовать работе предприятий.

Вопрос национализации месторождения Кумтор сегодня поднимается вновь. Насколько это реально?

Оторбаев: Страшное слово "национализация" должно исчезнуть из лексикона наших политиков. Навсегда. Когда его произнесли в стенах парламента, акции Центерры, принадлежащие республики, рухнули в два раза. Страна за несколько дней потеряла порядка миллиарда долларов. Кому это выгодно? Все должны понять, что бизнес любит тишину. А политические игры разрушают инвестиционный климат в нашей стране. Это недопустимо в наши дни. Но, к сожалению, некоторые политики продолжают пользоваться запрещенными приемами.

А возможен ли пересмотр соглашения о месторождении от 2009 года?

Оторбаев: Я думаю, невозможен. Этот документ застрахован со всех сторон. Соглашение ратифицировал парламент, его подписал глава государства и утвердил конституционный суд.

И последний вопрос. Как продвигается процесс вступления Киргизии в Таможенный союз?

Оторбаев: 2012-й был годом серьезных инициатив стран-членов союза. В частности, по развитию Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза. Беларусь, Россия и Казахстан уже предлагают более серьезную модель интеграции. Киргизия, заявив о том, что будет вступать в ТС, в связи с этим за год проработала много вопросов - в области законодательства, технических регламентов, пошагового механизма присоединения к Таможенному союзу. Эта работа велась и ведется в ежедневном режиме. Республика войдет в союз со всеми необходимыми документами. Положительная политическая воля руководства страны проявлена, слово за экспертами и ведомствами, которые прорабатывают технические детали вступления в экономическое объединение.