Власти региона, взяв в прошлом десятилетии курс на индустриализацию, форсируют ее, чтобы возместить потери от нефтедобычи: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) скоро будет полностью перечисляться в федеральный бюджет, грядущий год станет последним в четырехлетнем переходном периоде, когда область получит компенсационный транш. Подробно об этом корреспонденту "РГ" рассказал губернатор области Владимир Якушев.
Владимир Владимирович, какой цифрой выражается утрата региональной доли НДПИ? Сколько потребуется времени для закрытия налоговой бреши?
Владимир Якушев: Компенсация налога в целом за четыре года составила 34 миллиарда рублей, это из расчета цены нефти 56 долларов за баррель. Фактически же она была вдвое дороже. Думаю, для восполнения выпадающих доходов понадобится лет пять. Ориентир не только на крупных налогоплательщиков. Чем больше предприятий, хороших и разных, тем устойчивее экономика.
Бюджет на будущий год сверстан с дефицитом в 18 миллиардов рублей. Благодаря переходящим остаткам с прошлых лет дебет с кредитом сведем. Сверхзадача - сохранить основные параметры бюджета развития. Не допустить, скажем, резкого снижения объема госзаказов на жилищное, коммунальное, дорожное строительство в селах.
А каков будет объем поступлений от нефтехимического кластера в среднесрочной перспективе? Он сопоставим с потерями НДПИ?
Владимир Якушев: От нефтехимической отрасли казна будет ежегодно получать, надеюсь, не менее 20 миллиардов рублей. Однако прогнозы - дело, как известно, неблагодарное. Кто знает, какая будет макроэкономическая ситуация лет через пять? Мы приложили максимум усилий, чтобы компания "Сибур" построила в Тобольске крупный завод по производству полипропилена. Инвестор справился с кризисной волной, уложился в заданные сроки. Ввод предприятия в эксплуатацию станет событием федерального значения.
"Сибур" планирует резко нарастить мощности и производительность всего тобольского нефтехимического комплекса...
Владимир Якушев: Да, с целью увеличить глубину передела легких углеводородов, увеличить выпуск полимеров до двух миллионов тонн. Получится - "вырастим" производителя мирового уровня с наисовременнейшими, безопасными для окружающей среды технологиями. Но для этого потребуется 5-7 лет и не одна сотня миллиардов рублей. Пока концерн проводит экспертизу проекта.
Независимо от того, как сложится судьба большого проекта, мы уже сегодня привлекаем бизнес к созданию сети производств по переработке полипропилена. Из него можно изготовлять массу товаров - от упаковки и пластиковых труб до автомобильных деталей. Полный производственный цикл обеспечит максимальную добавочную стоимость. В Тобольске переработчикам площадку подыскали. Ведем переговоры с потенциальными инвесторами. Уже подтвердили свой интерес порядка 5-7 известных фирм.
Речь идет о формировании особой экономической зоны?
Владимир Якушев: Для регистрации ОЭЗ надо иметь в регионе не менее трех равноценных площадок. Таковы правила. Особая зона - лучший вариант для инвесторов, поскольку предусматривает минимизацию фискальной нагрузки. Но не единственный. Область вправе сама предоставить льготы по налогам - на прибыль, имущество, транспортному, земельному. В целом получается весомая скидка. Ею воспользовались десятки отечественных и иностранных компаний, которые разместили у нас новые производства.
В Тюмени набирает обороты нефтепереработка. Антипинский завод с момента запуска в несколько раз увеличил объем производства. Областное правительство, обеспечившее инвесторам комфортные налоговые условия, в успешности проекта не сомневалось?
Владимир Якушев: В постсоветскую эпоху бизнес отказался от строительства крупных нефтеперерабатывающих предприятий: качать сырую нефть по трубам куда легче. Антипинский НПЗ стартовал со скромных объемов, с низкой глубины передела. Инвесторы поняли, что без повышения планки качества, без технологического рывка долго на рынке не удержаться, и последовательно модернизируют завод. В этом году они договорились с группой банков об открытии кредитной линии на 750 миллионов долларов. Планируют довести выпуск горючего до 7,5 миллиона тонн. Мы получили крупного налогоплательщика.
Но не так просто все складывалось. Год был потерян, пока решали проблему с отводом земельного участка - притом что был подключен административный ресурс! Затем почти год добивались квоты на поставку нефти для НПЗ. Как видите, одних налоговых льгот недостаточно для того, чтобы инвестор набрал силу.
То есть налоговые преференции - значимое, но отнюдь не главное условие, определяющее поведение инвесторов?
Владимир Якушев: Верно. Для них важнее другое: отсутствие бюрократических препон, защита от разного рода паразитирующих структур. Как бывает: приступает компания к освоению отведенной площадки, а ей выставляют счета с заоблачными суммами за подключение к сетям. Похоже, поставщики ресурсов движимы одной мыслью: пришел капиталист - ощипывай его! А капиталист сразу калькулятор в руки: рентабельность ниже, чем изначально предполагалось, срок окупаемости выше. Невольно задумывается, стоит ли овчинка выделки?
Свободных земель в регионе, казалось бы, с избытком. А потенциальный инвестор порой сталкивается с тем, что приглянувшийся ему бесхозный участок занят. Кем, под какие нужды - попробуй узнай. Приходится подключать сотрудников правительства, чтобы прояснить ситуацию, подыскать резервную площадь. Взять Тюменский район. Он привлекателен для инвесторов в силу близости к областному центру, развитости инфраструктуры. Вот только далеко не на всякий пустырь бизнес способен зайти: владельцам этих пустырей участок необходим с одной целью - продать втридорога.
Что ж, давайте разберемся, все ли "латифундисты" распоряжаются землей по праву: когда, на каких основаниях и условиях получили ее. Почему она 20 лет простаивает? Не секрет, что многие участки перешли в частные руки в момент перехода к рынку, когда не были еще тщательно прописаны законы о собственности, арендных отношениях. Наша позиция однозначная: коли зарос бурьяном участок, следует вернуть его в деловой оборот - в рамках закона, разумеется. По сомнительным сделкам местные власти подают судебные иски. Надеемся, что удастся высвободить сотни гектаров.
Да, защищая интересы инвесторов, правительство области прибегает к ручному управлению. К сожалению, пока без него не обойтись.
Созданный в ноябре координационный совет по развитию инвестиционного климата - тоже элемент ручного управления?
Владимир Якушев: По сути, да. Особенность этого совета в том, что в его состав, помимо чиновников, вошли общественные эксперты. Вообще, советы, комитеты - не панацея. Надобность в них отпадет, когда выстроим прозрачную, общедоступную информационно-навигационную систему. Президент России на заседании Госсовета предложил создавать интерактивные реестровые карты земель. Идея замечательная, мы приступили к ее реализации. Такая электронная карта будет в каждом муниципальном образовании. Допустим, подыскивает предприниматель площадку под станцию техобслуживания и видит: вот свободное место, вот - занятое, принадлежит такому-то лицу на правах аренды на такой-то срок, после чего участок выставляется на аукцион.
Выступая с посланием перед депутатами Облдумы, вы упрекнули отдельные муниципалитеты в бюджетном иждивенчестве: не создают новые производства, мирятся со спадом местных доходов в надежде, что выручит региональная казна. Как пассивных подвигнуть к активности?
Владимир Якушев: С недавнего времени каждый глава, заступая на пост, защищает программу развития муниципального образования на пять лет - срок своих полномочий. Не каждый справляется с первого раза. Основное требование - представить конкретную, выверенную стратегию создания новых субъектов предпринимательства, рабочих мест. То есть задача в развертывании на территории малого и среднего бизнеса. За очевидные срывы в выполнении программы размеры субвенций, субсидий будут сокращаться - соответствующую методику разрабатываем. Пусть потом глава на сходе объясняется перед земляками за свои провалы, в отставку подает либо исправляет промахи. Осваивать бюджетные средства (признаться, терпеть не могу это выражение) любой сможет. Их следует не осваивать, а вкладывать - с умом, эффективно, с расчетом на экономическую и социальную отдачу.
А почему бы муниципалитеты, преуспевающие в расширении налогооблагаемой базы, не стимулировать рублем?
Владимир Якушев: Таких муниципалитетов, кстати, в области немало, и мы их поощряем - по итогам года премируем из специального фонда. Причем деньги они вправе тратить по своему усмотрению. В фонде 300 миллионов рублей. Сумму, не исключено, увеличим.
Вы заманиваете в легендарную экс-столицу Сибири и промышленный бизнес, и туристов. В этом нет противоречия?
Владимир Якушев: Ничуть. Во-первых, промплощадка в десяти километрах от города, гости о ней даже не подозревают. Во-вторых, международные аудиторы предъявляют очень жесткие требования к проектам нефтехимических производств в Тобольске в части соблюдения экологических стандартов. Малейшее отступление от технологии грозит санкциями со стороны кредиторов. В-третьих, подобные заводы работают в некоторых европейских городах впритык к многоэтажным кварталам без ущерба для жителей. Тоболяки смогут знакомиться с замерами выбросов в атмосферу в режиме онлайн.
Мы вложили в исторический город миллиарды рублей, чтобы показать путешественникам архитектурные, культурные сокровища в их первозданном величии. Поток туристов удвоился, в сезон отпусков гостиничные номера стоит бронировать заранее. То есть продолжаем взращивать малый бизнес. В Нижнем Посаде в особняке, где жила царская семья, сделаем музей семьи Романовых. Заинтригую: аналогов ему в мире не будет, он должен произвести на экскурсантов неизгладимое впечатление.
Мне понравилась идея пустить по Транссибу пассажирский поезд с вагонами под стиль начала ХХ века с длительными остановками в Тюмени и Тобольске. Однако не томитесь в ожидании формирования состава - приезжайте сегодня. И не только как туристы.