Юрий Богомолов: "Голос" стал своего рода вызовом тирании шоу-бизнеса

Пару недель назад в мире отечественного ТВ случилось историческое событие, на которое мало кто обратил внимание: шоу Малахова "Пусть говорят" съехало с вершины рейтинга, уступив ее программе "Голос". Потом оно вернулось. Но в этой короткой рокировке почудился мне тайный знак возможного рассвета в области вокала. На первый случай. На второй - в области балета; я имею в виду проект канала "Культура" - "Большой балет".

***

До этого казалось, что ничто не способно поколебать позиции чернушно-развлекательного шоу-бизнеса.

Хотели того создатели или нет, но их "Голос" стал своего рода вызовом тирании шоу-бизнеса. И телезрители, и телекритики спохватились: есть же что-то настоящее и стоящее нашего внимания и восхищения. Какие голоса! Да как много их! И как они молоды! А мы все кормимся натуральным блондином Басковым да жгучим брюнетом Киркоровым. Нам все сбывают просроченную "ВИА ГРУ".

Когда-то советская эстрада отличалась изрядной дозой казенности, но была в меру голосистой. Была, впрочем, и доля задушевной лирики, в чем мы не однажды имели возможность убедиться благодаря телевизионным проектам типа "Старые песни о главном" и "Достояние республики".

Приметой советской эстрады было то, что оба направления - казенное и "частнособственническое" - олицетворяли одни и те же композиторы и певцы. Скажем, Пахмутова и Кобзон. Пугачева по принципиальным соображениям чуралась песенного официоза, который, чтобы не обидеть композиторов и исполнителей, именовался "гражданской лирикой", но погоды в мире эстрады не сделала. Можно сказать, стала зарей раскрепощенной эстрады, которая с падением советской власти оказалась стремительно оккупированной шоу-бизнесом.

Время было буйное, непроточная вода совэстрады перестала утолять жажду и совершенно потерялась на рынке. Эфиром завладели клипы. То было настоящее нашествие, подобное тому, что совершает саранча, вставшая на крыло.

Как саранча клиповые ролики первое, что сделали, сглотнули исполнителей с их вокальными данными. Они низвели личности артистов до фигурантов аудиовизуального месива. Вокал стал делом техники, то есть стремительно совершенствовавшихся аудиотехнологий. Самих фигурантов можно было брать с улицы. Их и брали с улицы за смазливые мордашки, за привлекательные параметры, за сексуальные стандарты. Все прочее прикладывалось в продюсерских лабораториях: одежка, обувка, макияж, образ и сделанный голос. Так были слеплены почти все группы.

Но им, как и другим Карабасам-Барабасам, придется считаться с обновившимся запросом публики на подлинность. Искусственные соловьи поднадоели. Да и где теперь мальчики и девочки, вылупившиеся из инкубатора под названием "Фабрика звезд"?

Первый, судя по всему, первым сообразил, что шоу-бизнес, по крайней мере, на ТВ, нуждается в новой инъекции. И никто не ошибся: ни канал, ни конкурсанты, ни звездное жюри, ни сами телезрители. Все остались в выигрыше.

Самый большой, как мне представляется, - у звездных судей, то есть у Градского, Пелагеи, Агутина и Билана. Ведь, если я правильно понял, они отобрали наиболее талантливых вокалистов для своих будущих продюсерских проектов. И мало того, проверили их в деле.

Только бы по ходу становления новых звезд старый шоу-бизнес не перемолол бы в муку их дарования.

Лучше других эту угрозу, похоже, ощутил Александр Градский. И, судя по его резкой отповеди Билану и Агутину, несколько снисходительно оценившим выступление подопечных его певиц, он встал на тропу войны с шоу-бизнесом, с которым, к слову, давно, если не всю свою сознательную жизнь, находится в оппозиции.

- Так все хорошо началось на нашем конкурсе, - заметил Александр, но чем ближе к голосованию зрителей, тем больше мои коллеги слышат то, чего нет. То, что сделали они обе, пускай они оба попробуют это сделать. И я не советую это пробовать ни Диме, ни Лене. Потому что если начнете пробовать, а это, не дай бог, запишут, а потом начнут это показывать по телевизору, над вами будут ржать так, что все сразу забудут, какие вы звезды.

За сим последовала хорошо выдержанная пауза, взорванная аплодисментами студийной публики. Камера успела схватить план дочери Градского, обнимающей и целующей загрустившего отца. Был еще полиэкран, сомкнувший в одном кадре обеих конкурсанток, и заключительная реплика возмутителя благочиния в студии.

Может, это было не совсем корректно со стороны Градского по отношению и к Диме, и к Агутину, не последним героям поп-культуры, но ведь накипело.

Еще больше накипело у Градского (и не у него одного) против профанации самой культуры. И смею предположить, накипит в десять раз больше по мере приближения Нового года и новогодних вакаций.

***

Тем временем параллельным курсом, главным образом на НТВ, звезды прошлого века, исчерпав свои творческие ресурсы, в основном считаются славой и обидами меж собой, а также со своими партнерами, продюсерами и с богатыми спонсорами.

Но вот что касается обещанного Первым каналом и календарем майя конца света, то его еще как минимум придется пару тысяч лет подождать.

21 декабря кончится не свет, а календарь, по которому жили древние ацтеки. А новый - пока не найден.

Но шоу конца света, скорее всего, состоится. И будет что выпить по этому случаю. Говорят, во Франции уже налажено производство вина под маркой "Вино выживших". Поднимем бокалы, содвинем их разом! Да здравствуют музы! Да здравствует разум!

- За здоровье разума, господа!