Дополнительные экзамены будут проводиться в Московской государственной юридической академии им. Кутафина по специальности "юриспруденция", Московском государственном лингвистическом университете по девяти специальностям, включая не только сугубо языковые, но и "гостиничное дело", "менеджмент", "юриспруденцию". Кроме того, собственные экзамены будут в Московском педагогическом госуниверситете, Высшей школе экономики и Нижегородском государственном лингвистическом университете.
Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Оно опубликовано на официальном сайте Правительства РФ.
С каждым годом список вузов, которым разрешено проводить дополнительные экзамены, сужается. В 2009 году в нем было 24 вуза, в 2010-м - 11, в 2011-м - 8. В этом году из прошлогоднего списка выбыли РГГУ и два питерских вуза.
Ирина Халеева, ректор Московского государственного лингвистического университета считает, что дополнительный экзамен позволит принять в вуз самых подготовленных абитуриентов.
- В 2013 году у нас будет дополнительный профильный экзамен на десяти направлениях подготовки. В прошлом году конкурс был в среднем 26 человек на место. Думаю, в этом году будет такой же высокий конкурс. Более жесткий контроль на входе обеспечит более высокое качество студентов. И для вуза это очень хорошо. Наш опыт показывает: собственный проходной дополнительный экзамен в вузе ниже оценки ЕГЭ примерно на 20 баллов. 100 баллов у нас получают единицы. А вот 80 баллов - более реальная оценка. И очень приличная. Конкурс аттестатов при зачислении в университет составляет не меньше трех-пяти человек на место. Это тоже радует, ведь требования к студентам очень высокие. Они изучают углубленно два иностранных языка. Пишут курсовые и дипломные работы на иностранных языках, слушают лекции на иностранных языках. Так что в это смысле мы вуз XXI века, потому что выпускаем специалистов, готовых пойти на мировой рынок труда, а не только на внутренний.
Ректора МГЛУ тревожит, что из российских школ исчезает испанский язык, а в этих специалистах сейчас есть величайшая потребность. Вузу приходится открывать группы испанского "с нуля". Это очень кропотливая работа для педагогов.
- Я уже не говорю о том, что такие группы должны заниматься в десять раз интенсивнее и с большими нагрузками, чтобы к выпускному курсу выполнять все требования программы. В школах становится меньше французского, немецкого языков. Все реже к нам приходят абитуриенты, у которых в аттестате значатся два иностранных языка. К сожалению, многие школы предлагают ученикам только один язык - английский. Возможно, тут играют роль запросы родителей, которые, видимо, ориентируются на потребности рынка труда. Но есть и резерв у школ - они могли бы работать не только с одним языком. По-моему, нужна некая языковая комбинация в школах, чтобы учить два иностранных языка, не забывая важности и значимости родного, - высказала свое мнение Халеева.