13.12.2012 02:35
    Поделиться

    "РГ" узнала, как пользуются помощью государства аграрии ДФО

    За последние пять лет объем государственной поддержки сельского хозяйства округа составил 61575,6 миллиона рублей. Результатом стал рост производства агропродукции на 22,3 процента в прошлом году по сравнению с 2005-м. Мнение, что без господдержки сельское хозяйство Дальнего Востока просто погибнет, разделяют все - и власти, и сами производители. Тем не менее "дореформенных" показателей, по данным полпредства президента РФ в ДФО, достичь пока не удалось.

    Насколько активно пользуются государственной помощью селяне регионов Дальнего Востока? Что мешает им брать казенные деньги и какие механизмы поддержки власти и аграрии считают самыми удачными?

    Большие надежды

    По словам председателя профильного комитета Законодательного собрания Приморья Евгения Зотова, со следующего года край планирует активно участвовать во всех федеральных сельскохозяйственных программах. На условиях софинансирования будут привлекать средства из бюджета страны на поддержку сельхозтоваропроизводителей.

    - Финансирование агросектора Приморского края в 2013 году увеличится, как минимум, в два раза, - подчеркивает депутат.

    Если верить приводимой властями статистике, в крае наметилась положительная динамика, к примеру, в производстве молока - надои по сравнению с прошлым годом увеличились на восемь процентов.

    Однако эти успехи выглядят более чем скромными на фоне достижений советских времен. Достаточно вспомнить, что до 1990 года в колхозах и совхозах края было 128 тысяч коров, а к 2012-му осталось семь тысяч.

    Эти цифры приводит руководитель сельскохозяйственного кооператива "Новолитовское" Николай Лемешевский. Коровы в "Новолитовском" дают по семь тысяч килограммов молока в год, что соответствует мировым стандартам. Но таких результатов приходится добиваться огромным трудом.

    - Нет условий для работы, - объясняет Лемешевский. - Наше хозяйство за 2011 год надоило две тысячи тонн молока. Это очень хороший результат. Литр уходит за 20 рублей - по более высокой цене переработчики не берут. Итого получается: мы выручаем 40 миллионов. Деньги необходимо распределить на все - зарплату, налоги, переоснащение, корм для животных.

    Между прочим, добавляет он, только одна корова "съедает" минимум 500 рублей в день. Так что осуществление планов по модернизации и перевооружению приходится откладывать до лучших времен.

    Животноводческий комплекс, если строить его своими силами, не нанимая подрядчика, обойдется в 400 миллионов рублей - сумму, равную доходам (без всяких расходов!) кооператива "Новолитовское" за десять лет. Это не выход. На первый взгляд, самый удачный вариант - кредитование. Подкупает и то, что краевые программы предлагают субсидирование процентных ставок. Но ведь платить нужно не только их, но и так называемое тело кредита. У Николая Антоновича в запасе есть истории других сельхозпредприятий, которые, обратившись в банки, теперь платят кредиты, едва сводя концы с концами и приближаясь к банкротству.

    Животноводческий комплекс в фермерском хозяйстве обойдется в 400 миллионов рублей - сумму, равную доходам предприятия за десять лет

    Поэтому у лидера молочной промышленности региона коровник, признается Лемешевский, стоит на подпорках. "Чтобы не обвалился", - поясняет он.

    - Я участвовал в разработке новой программы поддержки сельского хозяйства в Приморском крае, рассчитанной на 2013-2020 годы. Туда включены нужные мероприятия - субсидирование строительства животноводческих комплексов, покупки техники, ремонта мелиоративных систем. Но поддержки одного только краевого бюджета в той ситуации, в какой сейчас находится приморское сельское хозяйство, будет недостаточно, - подчеркивает Лемешевский.

    Как показывают опыт и подсчеты экономистов, регион может обеспечить себя мясомолочной продукцией, если 70 процентов краевых земель сельскохозяйственного назначения будут работать на животноводство. Но в Приморье - на все аграрные нужды - задействована лишь половина сельхозземель, другая вообще никак не используется.

    Будет ли толк от новой госпрограммы поддержки сельского хозяйства, говорить пока рано.

    Между тем, согласно документу, в 2013 году из краевого бюджета будет выделено более 200 миллионов рублей на увеличение производства молока и мясной продукции. Более 930 миллионов планируется направить на техническое переоснащение отрасли. Около 150 миллионов рублей пойдут на субсидирование процентных ставок по кредитам сельскохозяйственным предприятиям.

    Экстрим от природы

    На нужды АПК в Якутии ежегодно направляют более десяти миллиардов рублей.

    Правда, со следующего года непосредственно товаропроизводители станут получать меньше. Но связано это не со свертыванием республиканских программ, а с перенаправлением части средств на развитие села в целом.

    Перед селянами здесь даже не стоит вопрос о том, брать или не брать эти деньги - дали бы! Потому что в экстремальных климатических условиях без господдержки можно вести разве что натуральное хозяйство. А вот отдача от вложения средств в последние годы ослабла. Причем определяющим оказался фактор, который менее всего зависит от финансовых вливаний, - природа.

    К примеру, из-за того, что неурожайными на травы выдались два года подряд, резко поменялась риторика руководителей аграрного ведомства относительно перспектив животноводства. Планировали за короткие сроки увеличить число коров чуть ли не в полтора раза, затем заговорили о необходимости стабилизировать поголовье, а сейчас с тревогой ждут окончания сезона массового забоя скота, чтобы понять, насколько серьезно оно сократилось.

    В оленеводстве - схожие проблемы. Недавно министр сельского хозяйства республики Иван Слепцов выступил на парламентских слушаниях, посвященных традиционным отраслям Севера. Приведенные им цифры не порадовали никого. За последние три года в отрасль было вложено более миллиарда рублей. Тем не менее, по сравнению с 2010 годом, осенью 2012-го поголовье оленей, переживавшее до этого довольно бурный рост, сократилось на 2,2 процента, и эта тенденция сохраняется.

    На слушаниях отметили, что основной проблемой отрасли являются тяжелые условия жизни оленеводов, в том числе отсутствие медицинского, социально-бытового и торгового обслуживания. Разрыв между условиями жизни на кочевьях и в населенных пунктах столь велик, что среди молодежи находится все меньше желающих пасти стада.

    Сами оленеводы отмечают еще один фактор - волков. После того как в борьбе с ними были запрещены яды и привычные капканы, волчьи стаи на территории республики стали плодиться, по оценкам специалистов, в геометрической прогрессии. В 2011 году хищники задрали 15 тысяч оленей. Потери нынешнего года еще только предстоит подсчитать.

    Поголовье всех видов сельскохозяйственных животных в Якутии далеко от рекордных показателей, достигнутых в конце прошлого века. Местные пастбища и сенокосы способны прокормить гораздо больше скота, лошадей и оленей, нежели содержится сейчас. Однако в последние годы сельские жители столкнулись с такими природными угрозами, которым пока трудно что-либо противопоставить.

    О финансовой грамоте

    Объем господдержки амурских сельхозпроизводителей составил в 2010 году 1,2 миллиарда рублей из бюджета области, в 2011-м - 1,8. За одиннадцать месяцев 2012 года в аграрный сектор региона инвестировано 1,4 миллиарда из "кошелька" Приамурья. А с учетом федеральных денег с января по ноябрь селяне получили в общей сложности 2,3 миллиарда рублей.

    В Приамурье предприятиям на 50 процентов удешевляют покупку сельхозтехники за счет областной казны

    - Мы привлекаем в отрасль все больше средств за счет специализированных программ развития села, - говорит министр сельского хозяйства Амурской области Сергей Вологдин.

    Приамурье участвует в пяти федеральных программах: "Мясное скотоводство", "Молочное скотоводство", "Глубокая переработка сои", "Развитие овощеводства в защищенном грунте" и "Развитие свиноводства".

    Тем не менее, по признанию чиновников регионального минсельхоза, сдерживающим фактором "деревенского финансирования" является излишняя забюрократизированность форм государственной поддержки.

    - Получается, что с меня требуют знания налогового и бюджетного законодательств. Мне не хватает финансовой грамотности, знания всех сложностей кредитования, которых становится с каждым годом все больше,- замечает Семен Добренко, глава КФХ из Ивановского района.

    Различных согласований, по признанию чиновников, зачастую дублирующих друг друга, нужно пройти много. Это затягивает сроки получения помощи. Между тем слова, что в деревне день год кормит, актуальны по-прежнему.

    Наиболее удачным видом финансовой поддержки амурского села считают помощь в технической модернизации АПК. За счет областного бюджета на 50 процентов удешевляют покупку кормоуборочных и зерноуборочных машин (в 2012 году на эти цели было выделено 0,5 миллиарда рублей). Правда, это касается только той сельхозтехники, которую собирают в Амурской области, треть комплектующих для нее производят тоже здесь. Таким образом, одним рублем господдержки укрепляют несколько сегментов производства.

    Оценили в амурских селах и лизинговые формы кредитования. Аграрии по специальным программам покупают технику с нулевым первоначальным взносом. Срок платежей - семь лет. За это время машины окупают себя несколько раз. Особенно эффективно такое решение для малых сельхозпроизводителей.

    Поделиться