13.12.2012 05:54
    Поделиться

    В Сахалинской области резко подорожало топливо

    На состоявшемся в начале декабря в Южно-Сахалинске митинге жители островного региона выступили против повышения цен на топливо.

    - Примерно за месяц стоимость ГСМ подскочила на три-четыре рубля, в зависимости от марок топлива. В отдаленных районах ситуация еще хуже. Там за литр горючего просят на два-три рубля больше, чем в областном центре. А на Курилах разница еще ощутимее. Бензин продают по средней цене в пятьдесят рублей, - рассказала "РГ" участница протестной акции Галина Подойникова.

    Общая проблема объединила представителей самых разных политических сил и слоев общества. Митингующих поддержал и губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

    - Я сам возмущен. По ценам мы, конечно, смотримся не намного хуже других дальневосточных регионов. Например, лишь чуть дешевле, чем нам, топливо обходится жителям Хабаровского края или Амурской области, дороже всего оно на Камчатке, Чукотке и Сахалине. Тем не менее то, что происходит, - явно не нормальная ситуация, - считает глава региона. - На встрече с руководством "Роснефти", компании, которая завозит и реализует на островах основную массу горючего, я уже обсуждал этот вопрос. К сожалению, договориться о снижении расценок не удалось.

    По мнению представителей ОАО "НК "Роснефть", рост цен на топливо на Сахалине и Курилах объясняется целым рядом факторов.

    "Роснефть" не повышала розничные цены на бензин и дизтопливо с осени прошлого года, в том числе и на Сахалине. За это время возник диспаритет цен компании с общеценовой конъюнктурой на региональных рынках. В настоящее время наша компания вынуждена следовать за тенденциями рынка, обусловленными ростом акцизов, тарифов естественных монополий, мировых цен и других факторов", сообщает пресс-служба предприятия.

    С точки зрения митингующих и руководства области, выправить ситуацию с ценообразованием на региональном топливном рынке можно одним способом - путем строительства нефтеперерабатывающего завода на территории богатого углеводородами Сахалина. Тогда и топливо, которое сегодня на острова поступает с материка, станет гораздо дешевле, а заодно и сама собой решится проблема с зимним завозом, когда из-за сложной ледовой обстановки в Татарском проливе область неоднократно начинала испытывать топливное "голодание".

    Правда, имеются у сторон и разночтения. Глава региона продолжает считать, что такого рода НПЗ возможно создать только при содействии крупных игроков, и делает ставку на "Газпром", по мнению островитян, завод должен быть исключительно государственным. Не обошлось и без третьей точки зрения.

    - Многие забывают, что такой завод в области уже есть. Принадлежащий частной коммерческой структуре он много лет обеспечивает топливом небольшую долю рынка, выпуская бензин марок "нормаль-80", а также высокооктановый "регулар-92", - замечает кандидат экономических наук Борис Сухинин. - И то, что частный бизнес до сих пор не пошел на расширение уже существующих производственных мощностей, на мой взгляд, свидетельствует об определенных проблемах с рентабельностью более крупного проекта.Как сообщили "РГ" в региональном министерстве экономического развития, потребности области в ГСМ составляют порядка 500-600 тысяч тонн в год. Но при строительстве НПЗ вполне реально продавать излишки в близлежащие регионы, а также в Японию. При таком раскладе завод мощностью до четырех миллионов тонн в год область вполне может себе позволить, считают правительственные эксперты.

    В любом случае все сахалинцы и курильчане сходятся в одном - с повышением цен на топливо пора что-то делать. Иначе, "цепная реакция от такого нерегулируемого государством повышения не заставит себя ждать", утверждается в резолюции, принятой по итогам митинга. К сожалению, пока "октановое бурление" в умах и кошельках островитян к сколько-нибудь значительным результатам не привело.

    А как у соседей

    Нельзя назвать нормальной и ситуацию в розничной торговле нефтепродуктами в Хабаровском крае, где закрепились лишь четыре поставщика топлива. Рекомендация регионального УФАС привлечь других участников и создать схему обеспечения муниципальных образований топливом осталась без внимания комитета правительства края по развитию ТЭК. Специалисты комитета заявили: рынок нефтепродуктами насыщен и в привлечении других поставщиков не нуждается.

    Продолжается рост цен на автомобильное топливо и в Приамурье. Еще во время уборочной страды ценники на автозаправках изменились в сторону увеличения. Как объясняли продавцы, это было связано с тем, что резко повысился спрос, да и цена нефти тоже выросла. Тогда, в августе 2012 года, бензин подорожал в среднем на два рубля. Следующий такой же скачок амурчан ожидал в ноябре.

    Поделиться