На днях новый руководитель Росреестра Наталья Антипина приехала в Екатеринбург, чтобы провести окружное совещание, посвященное реализации проекта. В интервью "Российской газете" она рассказала, как изменится процедура регистрации собственности и какую пользу из этого извлекут регионы, бизнес и обычные люди.
Почему именно "дорожная карта" - не просто программа или план?
Наталья Антипина: Потому что это стратегия развития системы государственной регистрации прав и кадастрового учета, рассчитанная на долгосрочную перспективу. "Дорожная карта" ставит перед Росреестром немало серьезных задач, в числе которых - значительное сокращение сроков регистрации собственности, формирование единого полного реестра недвижимости, перевод услуг в электронный вид. Если все они будут выполнены, регионы получат колоссальный экономический эффект за счет повышения качества управления недвижимым имуществом. Кроме того, бизнесу и обычным гражданам будет намного проще распоряжаться собственностью.
Но надо понимать, что Росреестр не может в одиночку выполнить все мероприятия, заложенные в "дорожной карте". Необходимо деятельное участие других госорганов, региональных и муниципальных властей.
Сегодня оформление имущества отнимает у собственника немало времени и сил. Как планируется решить эту проблему?
Наталья Антипина: Прежде всего, за счет расширения сети многофункциональных центров по предоставлению государственных услуг (МФЦ). Чем их будет больше, тем легче людям общаться с госорганами. Они смогут получить все необходимые услуги в одном месте, не обивая пороги многих ведомств. Однако пока не все регионы активно работают над созданием таких центров. Например, в Свердловской области всего один МФЦ на десять окон. Поэтому гражданам приходится приезжать в Росреестр, толпиться, нервничать. Впрочем, глава свердловского правительства Денис Паслер пообещал решить проблему. И Росреестр готов помогать. У нас нет времени на раскачку: к 2015 году 70 процентов госуслуг должны предоставляться в МФЦ.
Кроме того, должно быть налажено электронное межведомственное взаимодействие между государственными органами, чтобы они могли самостоятельно передавать друг другу необходимые документы. Граждане не должны собирать справки по многочисленным ведомствам. Но, несмотря на то, что с этого года они освобождены от такой обязанности, многие чиновники по-прежнему требуют приносить пачки бумаг. Пока из 23 тысяч российских муниципалитетов только 5 тысяч самостоятельно запрашивают информацию у Росреестра.
А наше ведомство со своей стороны планирует бороться с очередями путем внедрения новых электронных услуг.
Проблемы создает непрозрачность, непонятность системы регистрации собственности. Людям проще обратиться к посредникам, чем самостоятельно заниматься оформлением недвижимости.
Наталья Антипина: Мы планируем усовершенствовать официальный сайт Росреестра, сделать его дружелюбным для заявителя. Например, уже в следующем году на портале появится новый сервис, который путем наводящих вопросов поможет каждому определить, что нужно сделать, чтобы получить конкретную услугу - в зависимости от жизненной ситуации.
Во время работы над "дорожной картой" рассматривалась идея ввести плату за срочность: скажем, чтобы быстрее обычного зарегистрировать жилье. Появятся ли у Росреестра платные услуги?
Наталья Антипина: Нет, это предложение не вошло в конечный вариант проекта. Слишком велики коррупционные риски. Да и непонятно, как делить очередь из обычных и "платных" заявителей. При этом хочу отметить: сегодня у Росреестра самые низкие в мире госпошлины на услуги и повышаться они не будут.
На ваш взгляд, реализовать "дорожную карту" вообще реально?
Наталья Антипина: Проект очень сложный. Но поставленные задачи можно решить, если будет налажено сотрудничество с региональными и муниципальными властями. И чем раньше мы сможем объединиться, тем лучше. Иного пути нет - реализация "дорожной карты" будет находиться под серьезным государственным и общественным контролем. Во время совещания я увидела готовность властей уральских регионов помогать. Надеюсь, они будут активно участвовать в процессе.
Справка "РГ"
В результате реализации "дорожной карты" к 2018 году срок государственной регистрации прав должен сократиться с 20 до 7 дней, кадастрового учета - до 5 дней. Время ожидания в очереди в офисах Росреестра уменьшится с 60 до 10 минут, по предварительной записи - с 20 до 1 минуты. Доля электронных услуг Росреестра увеличится с 5 до 70 процентов, доля услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, - с 5 до 90 процентов.
Адрес проекта в Интернете