Но в рождественские и новогодние праздники разговор с кутюрье, возведенным в начале уходящего года в ранг офицера Ордена Почетного легиона, мы начали с другого.
Месье Житруа, вы постоянный участник ставших уже традиционных декабрьских выставок-продаж новогодних елок, которые, соревнуясь в изобретательности, создают парижские модельеры. Куда идут собранные средства?
Жан-Клод Житруа: В фонд помощи детям, которым родители не состоянии устроить рождественский праздник, как полагается, с елкой. В этой акции участвуют Жан-Поль Готье, Соня Рикель, дома моды Шанель, Кристиан Диор и многие другие.
Какой вы представили себе елку в этом году?
Жан-Клод Житруа: Оттолкнулся от детских воспоминаний. Моя бабушка, а мы жили на юге Франции, в Провансе, под Рождество собирала опавшие листья платана. Большие, красивые, зубчатые. Затем связывала их таким образом, что получалась некое, естественно, стилизованное подобие елки. Я пошел по ее следам. Правда, листья у меня кожаные, разноцветные - охровые, коричневые, синие, позолоченные. И этому есть еще одно объяснение: бабушка всегда пользовалась духами "Cuir de Russie" ("Русская кожа") дома Шанель. Как видите, многое пришло на память и сложилось воедино.
Откуда такое пристрастие к коже, хотя сейчас в ваших моделях она порой сочетается и с другими тканями?
Жан-Клод Житруа: Попытаюсь это объяснить с точки зрения психологии, которую в свое время изучал в университете Ниццы, а затем, пока не ушел в мир моды, был практикующим врачом, лечил детей с психомоторными расстройствами. Так вот в ранние годы я обожал запах летной куртки отца - он был пилотом французских ВВС, но мне было строго-настрого запрещено к ней прикасаться. Когда пошел в школу, стал обладателем кожаного портфеля, и его запах также очень нравился. Как видите, если не все, то многое уходит корнями в детство.
Так вот, моей изначальной целью было сделать так, чтобы придать коже достаточно грубому материалу, который в основном шел на изготовление обуви, обшивку для мебели, новые качества - тонкость и гибкость. И здесь опять-таки помогли детские воспоминания. У бабушки была скатерть-клеенка. Она-то и стала отправной точкой моего изобретения. Вместо пластика на подкладку из эластичного хлопка удалось нанести при высокой температуре верхний слой кожи, срезанный лазером. Получилась кожа-стретч, и с ней я могу делать все что угодно. Разрисовывать, наклеивать другие материалы. Даже отправлять в стиральную машину и гладить утюгом.
Среди поклонниц вашего модельного искусства множество знаменитостей. Есть и россиянки?
Жан-Клод Житруа: Несколько лет назад Майя Плисецкая попросила меня сшить для нее черный кожаный комбинезон, который она увидела в одном из фильмов об агенте 007 Джеймсе Бонде. Я получил огромное удовольствие от общения с этой выдающейся балериной. Кстати, в Москве я бывал многократно, а в прошлом году в Столешниковом переулке открылся мой магазин.
Самые желанные, новогодние праздники женщины стремятся встретить по-особому. И главная их забота - во что нарядиться?
Жан-Клод Житруа: Не будем голословными. Давайте я вам покажу платье, которое я приготовил для моей музы Сары Маршалл (внучка французской актрисы Мишель Морган - прим. РГ), - говорит кутюрье, и спустя минуту его помощник вносит фиолетовое платье из тонкой покрытой узорами замши. - Оно эластично, и прекрасно облегает фигуру. Фиолетовый, темно синий, лиловый, - вот сейчас самые актуальные цвета. Они фигурировали практически во всех коллекциях "высокой моды" сезона 2012 - 2013 годов. Думаю, было бы стильно, если какая-либо деталь новогоднего наряда, оказалась бы в этих тонах.
Кстати, на вашем последнем дефиле показано немало работ и из черной кожи. Как вы думаете, классическое черное платье имеет право на новогодний выход?
Жан-Клод Житруа: Только с дополняющими его аксессуарами. К примеру, яркая шаль. Плюс ожерелье. Может быть, браслеты.
Какие сейчас наиболее актуальны?
Жан-Клод Житруа: Лучше, чтобы браслеты были массивными, позолоченными, отдаленно напоминающими звенья цепей.
Тех, в которых рабов в Древнем Риме отправляли на галеры?
Жан-Клод Житруа: С той лишь разницей, что в них следует отправляться на веселье и карнавал! А также большие серьги в форме колец, что любят носить креолки и африканки. Из актуальной бижутерии я также выделил бы ту, которая берет свои истоки в 20-х и 30-х годах прошлого столетия. Ей свойственна подчеркнутая строгость, графичность. Но вот что надо иметь в виду: нынешняя мода не признает однообразия. Надо позволить себе дерзость и на этой основе создавать свой образ.
В том числе и в макияже?
Жан-Клод Житруа: В праздники - несомненно. Однако не будем забывать, что генеральная тенденция для современной женщины - быть натуральной. Это отнюдь не значит, что в повседневной жизни надо отказываться от пудры, тона, губной помады. Нет, конечно. Но все это не должно быть, скажем, излишне подчеркнутым.
Каким вы видите праздничный стол?
Жан-Клод Житруа: Во многом традиционным. У нас на юге Франции есть свои обычаи, которых я придерживаюсь. К примеру, праздничный ужин должен завершаться тринадцатью постными десертами в честь Иисуса Христа и 12 апостолов. Миндаль, фундук, грецкие орехи, инжир, изюм, разные фрукты. Это кроме индейки, "фуа гра" - гусиной печенки, и, конечно, шампанского.
В чем встретите праздники?
Жан-Клод Житруа: Скорее всего, в смокинге. Естественно, из кожи.