Шейх Хасина: Россия всегда была верным другом для Бангладеш

Накануне первого за несколько десятилетий официального визита премьер-министра Бангладеш в Россию Шейх Хасина дала эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ИТАР-ТАСС Михаилу Гусману для ИТАР-ТАСС и "Российской газеты".

Госпожа премьер-министр, мы встречаемся с вами накануне первого за 40 лет официального визита в Россию. С каким настроением едете в Москву и чего ждете от  визита?

Шейх Хасина: Россия всегда была верным другом для Бангладеш. Это было особенно значимо во время войны за независимость 1971 года. Тогда Советский Союз пришел на помощь нашему народу. И то, что я могу нанести визит в Москву именно в год 40-летия нашего сотрудничества, добавляет мне уверенности и, несомненно, послужит достижению нового уровня в наших отношениях. Памятуя о дружбе моего отца, основателя Бангладеш Муджибура Рахмана, с советским руководством, я отношусь очень позитивно к этому визиту и ожидаю, что он будет очень полезен. Очень надеюсь на расширение сотрудничества наших стран в различных сферах, что еще больше укрепит нашу дружбу.

Становление вашей молодой страны неразрывно связано с Вашим отцом Шейхом Муджибуром Рахманом. Я бы хотел попросить вас вспомнить годы зарождения Бангладеш и те времена, когда на вашего отца было совершено покушение, а к власти пришли военные.

Шейх Хасина: У нас вся жизнь может в какой-то степени именоваться борьбой, так как мой отец провел всю жизнь в борьбе за независимость. Огромную часть своей жизни он провел в заключении, и, естественно, это отразилось на жизни всей нашей семьи. Моя мать всегда советовала нам быть осторожными. Во время войны вся наша семья сидела под домашним арестом, в это время родился мой старший ребенок. После войны, когда страна лежала в руинах и мы буквально надрывались, пытаясь восстановить экономику, и уже были первые ростки каких-то надежд, - именно в это время руками заговорщиков был убит мой отец. И не только он: мать, трое моих братьев с их женами, всего около 18 человек, что сильно ударило по моему душевному состоянию. В тот сложный период мы были почти в изгнании. Я со своей сестрой пребывала в Германии. Мой муж был физиком-ядерщиком, он там учился. И мы съездили его повидать. Там-то мы и услышали об этой ужасной новости. Меня очень огорчает, что после гибели более трех миллионов моих соотечественников, после глумления вражеских войск над 200 тысячами наших жен и дочерей, после всей этой кровавой эпопеи не прошло и четырех лет, как национального вождя, моего отца, который положил всю свою жизнь ради страны и народа, убили без суда и следствия. Они попытались убрать из жизни целую плеяду других национальных вождей. Далее последовала военная диктатура, сбросившая в пучину бедствий всю страну. Наша семья всегда осознавала себя частью народа и все, что происходило с нами, автоматически отражалось и на судьбе народа. А любое событие национального масштаба не могло не коснуться нашей семьи. Все, что произошло, - это удар не только по нашей семье, но и мощный удар по нации. Как старшая дочь в семье, я была наиболее близка влиянию отца. Поэтому, несмотря на личную трагедию, я сумела преодолеть себя и войти на арену политической борьбы, продолжая линию своего отца. Я не могла не вернуться, и партия приняла меня в свои ряды, что дало мне возможность сыграть свою роль до конца. В то время я была в разъездах и под конец уехала в Лондон. Военная хунта не позволяла мне вернуться на родину. Но и из Лондона я не уставала вдохновлять и организовывать моих сторонников как за рубежом, так и на самой родине через средства массовой информации. Не будет преувеличением сказать, что вся моя семья участвовала в той войне: мой отец пребывал в заключении все годы войны, моя мать была организатором молодежи, мои братья воевали. Сегодня, если мы сможем осуществить задуманное, если Бангладеш добьется поставленных задач, мы все выполним нашу национальную миссию, а души усопших членов нашей семьи найдут успокоение.

Вашего великого отца называют отцом нации. Но одновременно он был любящим отцом своих детей. Возвращаясь к его памяти, какие заповеди Вашего отца кажутся Вам наиболее актуальными?   

Шейх Хасина: Мой отец был необычайным человеком. Большую часть жизни он провел в тюрьме, мы его мало видели. Зато все то время, пока он был с нами, мы чувствовали его любовь. Мне иногда кажется, что он не делал различий между членами своей семьи и простыми людьми. Казалось, для него семья - это весь народ. Но это не оборачивалось для нас равнодушием с его стороны. Умение служить народу, жертвуя собой, не думая о себе, это, пожалуй, было главным уроком, который он нам преподал. Отец всегда говорил нам: "Что ты будешь делать с кучей роскошных сари, когда вокруг тебя сидят голодающие? Ты будешь гораздо счастливее, живя в простом достатке, когда вокруг тебя счастливы другие. Люди будут поминать тебя добрым словом, если будут помнить тебя как их помощницу. И это гораздо важнее так называемого личного счастья".

Вы упомянули, что жили 6 лет в изгнании. Тогда, будучи еще совсем молодой женщиной, думали ли, что вернетесь в страну, займетесь политикой?

Шейх Хасина: Для меня никогда не стоял такой вопрос, быть или не быть премьером, быть или не быть на вершине власти. Убийство моего отца и многолетняя военная хунта вселили в меня чувство глубокой несправедливости. В 1978 году в Хельсинки состоялась конференция. Я поручила своей сестре Рехане зачитать на ней посланную мной короткую записку, где я вкратце обрисовала бедственное положение моей страны и просила ООН принять меры. Это было моим первым политическим шагом. В 80-м году мне удалось вернуться, и мы собрали разрозненную партию "Лига Авами" вновь и вселили в людей веру в то, что военная хунта непременно будет свергнута. Наша конечная цель была в том, чтобы народ вернул себе политические права. Естественно, как член весьма политизированной семьи я не могла оставаться в стороне от политики и была занята ей со школьной скамьи. А чувства неутешного горя и необходимости действовать обеспечило мою решимость, которая очень помогла мне впоследствии.

В 1996 году, после долгой парламентской работы, вы возглавили правительство, потом ушли в оппозицию, а в 2009 году вновь возглавили правительство. Но это все же разные периоды в истории страны и в мире. В чем, скажем так, общая сложность этих периодов и чем они отличаются? Какие сегодняшние задачи вашего правительства?
 
Шейх Хасина:
Приход к власти в качестве премьер-министра я всегда рассматривала как возможность работать для людей, для страны. "Наполеоновских" амбиций у меня никогда не было. Следуя заветам отца, я всегда понимала, что в стране, где не хватает элементарных вещей, где банально нужно сначала накормить голодных, дать кров бездомным, попросту неумно пытаться быть королевой. Я считаю себя на службе народной. Когда в первый раз стала премьером, мы сконцентрировали все внимание на экономике. Многое удалось. К примеру, добились продовольственной самодостаточности, в разы повысили уровень грамотности населения, провели немало полезных общественных и политических реформ и заложили фундаменты тех программ, которые успешно работали в будущем уже без нас. После этого мы не были у власти семь лет. За это время страна опять отстала в развитии. И вернувшись, мы продолжили нашу работу. Нам удалось возродить веру людей в то, что жизнь не безнадежна, что власть может не только обирать, но и работать на благо народа. Если мы смогли одержать победу в деле совершенно бенгальцам несвойственном - в войне, то почему бы нам не надеяться на безоговорочную победу в деле привычном - в экономике? Поймите, у людей всегда есть мечта. Она может быть как личного, так и общенационального плана. Мы смогли им показать, что способны осуществить эту мечту и в социальном смысле, и в экономическом, и в политическом. Нам удалось поднять уровень грамотности еще на 10 процентов всего лишь за последние два года. Мы существенно уменьшили риск материнской смертности при родах. Продвигаются вперед реформы законодательства, здравоохранения, образования, также, как и международных отношений. Мы не должны забывать, что у нас есть большие друзья за границей, и когда мы говорим о России, мы должны помнить, что Советский Союз нам очень помог в войне за независимость. И эта помощь продолжалась даже после войны, когда приходилось очищать Читтагонгский порт от мин. Выполняя эту задачу, погибли три советских моряка, мы до сих пор помним об этом. Но народ уже начинал обо всем забывать, а мы считаем своим долгом держать все эти события в нашей памяти. Советский Союз ратовал за нас в ООН. Мы считаем своим долгом поддерживать дружественные отношения с теми, кто не забывал нас в трудную минуту.

Вы известны как решительный, бескомпромиссный борец с экстремизмом, терроризмом. Для вас терроризм не пустой звук. Вы сами пережили чуть ли не 25 покушений и в некоторых случаях, я бы сказал, чудом смогли выжить в этих ужасных террористических актах. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы ваш народ,  весь мир были навсегда освобождены от терроризма?

Шейх Хасина: Да, это - наша общая проблема. Мы с самого начала были настроены серьезно относительно того, что экстремизм в обществе недопустим, что государство должно жестко подавлять любые экстремистские течения. Мы прежде всего хотим видеть Бангладеш, всю Южную Азию развивающейся и избавленной от экстремизма. Более того, мы рассматриваем Бангладеш как будущий оплот мирной и позитивной позиции для подражания всей Южной Азии. Видите ли, война за независимость официально именовалась таковой - в смысле рождения Республики Бангладеш. Но подспудно, в народном сознании эта война имела также и другое значение, а именно - построение секулярного общества под сенью национальной самобытности, в противовес религиозному фундаментализму. Эти же мысли впоследствии были отражены в конституции, которую отец нации Муджибур Рахман принял в рекордный срок, всего за 10 месяцев. Но уже после 1975 года военные диктаторы поочередно меняли конституцию в соответствии со своими личными интересами. Это крайне негативно отразилось на народной судьбе. Мы, придя к власти, особенно на сей раз, удачно исправили это нарушение. Нам удалось вернуть конституцию почти что в прежнее состояние, и я благодарю народ Бангладеш за поддержку во время голосования на всех уровнях. Проблемы, конечно, есть и останутся в будущем, но постоянные попытки их преодоления крайне необходимы для достижения успеха в любом деле. Когда базовые нужды будут удовлетворены, мы не остановимся на достигнутом и помимо экономики начнем развивать науку, чтобы наша страна имела базовую инфраструктуру для создания собственных научных разработок для большего удобства нашего народа. Особенно это касается информационных технологий, когда человек может делать все свои дела, практически не выходя из квартиры. Особое внимание мы обращаем на сельскую экономику. В сельском хозяйстве страны это чуть ли не самый важный фактор. Подъем села в Бангладеш означает подъем всей страны. Я не могу не повторить тезис о том, что базовые нужны должны быть удовлетворены прежде любых других реформ, а это возможно только с помощью роста благосостояния сельского хозяйства. К вопросу о терроризме: подъем экономики и удовлетворение нужд населения способны стать основным средством не только против экономической отсталости, но и против терроризма, потому что терроризм - это, без сомнения, следствие недовольства молодежи беспросветностью и нищетой.

Вас, госпожа премьер-министр, часто называют дочерью демократии. Вы известны как последовательный сторонник светских, либеральных реформ в вашей стране. Но эти реформы встречают противодействие некоторых сил в стране. Какие из Ваших либеральных реформ вызывают наибольшее противодействие?

Шейх Хасина: Одно из основных условий демократии - это выборность власти, возможность свободного волеизъявления. При нас было проведено более 6000 выборов различного уровня - как общенациональных, так и муниципальных и сельских, в результате чего в разных ветвях власти появились представители, выбранные народом. Избирательный комитет в нашей стране представлял собой не более чем марионетку властей, но мы сумели превратить его в мощный институт, способный действовать самостоятельно. Мы подключили к наблюдению за демократическим процессом международные организации прав человека, а также нам удалось вдохнуть жизнь в институт парламента, где долгие годы царил застой. Мы показали уникальный пример, когда руководящие посты в парламенте очень часто занимали представители оппозиции. В успехе демократии нет ничего сложного. Достаточно быть честным перед народом, в то время как политические противники ведут себя прямо противоположным образом. Мы всегда приветствуем конструктивную критику, которая помогает нам избавиться от своих ошибок. Но когда под видом критики отрицаются сами основы национального государства и проповедуются прямо противоположные идеологии, отвергающие понятие национальности, пропагандирующие ценности средневековья, то, извините, это не оппозиция, а враг государства. Мы всегда приветствуем критику, но оппозиционер должен хотя бы признавать государство Бангладеш, считать себя прежде всего бангладешцем и только потом критиковать. А когда человек позиционирует себя в первую очередь как последователь какой-то религии, то переходит опасную грань, это приводит к извращению народных взглядов, сеет смуту и беспокойство в умах людей, чреватое нездоровыми тенденциями. Орудиями этой политики являются ложь и террор. Мы надеемся, что народ Бангладеш сумеет преодолеть в себе эти нездоровые ростки заблуждения.

Каким вам видится будущее вашего государства, чей авторитет в мире растет, и будущее Южной Азии, вашего региона? 

Шейх Хасина: Географическое положение Бангладеш обязывает нас жить со всеми в мире. Как завещал наш вождь Муджибур Рахман: "Необходимо дружить со всеми и не враждовать ни с кем". У нас были давние споры с Индией по поводу раздела воды реки Ганг, и этот вопрос почти решен. Также нам удалось за два года решить вопрос о демаркации границ. Пограничных споров сегодня почти не осталось. У нас есть еще два дружественных соседа - Бутан и Непал, с которыми после долгого молчания мы возобновили теплые отношения и совместно решили вести переговоры с Индией о транзитной коммуникации между нами через ее территорию. Еще один наш сосед, Мьянма, на международной арене считается довольно сложным партнером для переговоров. И, тем не менее, успех нашей дипломатии заключается в том, что даже с такой замкнутой страной нам удалось наладить позитивный диалог, в частности, решить вопрос о морских границах. Несмотря на неприятные воспоминания о 1971 годе, мы пытаемся поддерживать дружеские отношения даже с Пакистаном. Успешно развиваем торговые и другие отношения с КНР. Важно понимать, что Южная Азия - часть так называемого третьего мира, и для этого региона нет важнее задачи, чем преодоление бедности населения. Наш враг номер один - бедность. Если уж говорить о противостоянии, то противостоять и бороться нужно прежде всего с бедностью, а не с какими-то мифическими врагами, и это относится не только к Бангладеш, но и ко всем государствам Южной Азии. Даже такие далекие от нас страны, как Шри-Ланка и Мальдивы, сегодня понимают необходимость этого, и мы совместно действуем под эгидой регионального блока СААРК (Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества. - Прим."РГ"). Я верю в созидательную роль дружбы. Вражда бессмысленна и ни к чему хорошему не приведет.

Создание государства Бангладеш связано прежде всего с осознанием бенгальцами своей идентичности, национальной культуры, национальной истории. Настоящая сокровищница - бенгальский язык, которым владеет огромное число людей. Всемирно известный Рабиндранат Тагор стал автором слов и музыки национального гимна Бангладеш. А что Вам ближе всего из современной бенгальской культуры?

Шейх Хасина:
Несмотря на то, что в Бангладеш 90 процентов населения - мусульмане, называть нас мусульманской страной очень неправильно. Сколько бы ни было религиозных и национальных меньшинств, они имеют равные права со всеми. Прежде всего мы - бенгальцы. У нас в стране лозунг: "Вера у каждого своя, а земля - общая!". Мы вместе отмечаем праздники. И мало кто обращает внимание, какой из них мусульманский, а какой - индийский. И бенгальская литература и поэзия, также как и кино, оказывают огромную услугу по распространению нашего национального влияния в мире. Тот же Рабиндранат Тагор является автором национального гимна не только Бангладеш, но и Индии. Мы - нация, которая боролась за свой родной язык, и мы до сих пор чтим погибших в той войне. Я очень рада, что ООН объявила 21 февраля (день, когда у нас погибли студенты за бенгальский язык) Международным днем языка. Национальная культура стала основополагающим фактором в войне за независимость, культура также служит мощным идеологическим оружием. С помощью одной песни вы можете выразить намного больше, чем с помощью сотни речей. Культурное возрождение помогает нам осознавать себя сплоченной нацией. Однако мы понимаем, что в мире идут глобальные процессы и стараемся распространять среди молодежи знание английского языка. Мы готовы сотрудничать с миром и быть открытыми миру, не теряя национальной самобытности.

Вы прожили жизнь, о которой уже написаны и еще будут написаны книги. Вы руководили страной в неспокойное время. За 40 лет существования Бангладеш только попыток военных переворотов было более двадцати. Где вы черпаете силы?

Шейх Хасина: Личные качества, помогающие мне преодолевать трудности, такие как смелость, решимость идти вперед, достались мне от отца и вообще от моей семьи. Еще когда я была студенткой, то часто выходила на демонстрации, митинги, и моя мама каждый раз просила нас всех быть осторожными. В то время как бабушка и дядя, наоборот, нас поддерживали в самых смелых стремлениях. Мой отец всегда учил меня, что проблем нельзя бояться, их надо встречать с холодной головой и не впадать в панику. Любое решение, принятое на нервах, неизбежно приводит к ошибке. Душевные слабости проистекают из страха перед смертью. Но я столько раз видела смерть перед собой, что практически перестала ее бояться. Какой смысл бояться смерти, когда мы все рано или поздно умрем. Я могу умереть тут, сидя прямо перед вами. Поэтому надо спокойно встречать трудности и думать только о том, как их разрешить. Нельзя забывать и про духовный аспект. Когда ты стоишь за справедливость, то с тобой Бог. И когда масса народа молится за тебя, то Бог, несомненно, на твоей стороне. А смерти я не боюсь.

Ваши внуки не жалуются, что у бабушки так мало времени заниматься ими?

Шейх Хасина: Немножко жалуются. И не только внуки, но и сыновья, и сестра Рихана, которая на 10 лет младше меня. После смерти отца и матери я заменила им родителей. И это очень нас сплотило. И сегодня наши дети, так же как и дети всей нашей уцелевшей семьи, очень дружны, всегда друг другу помогают и довольно часто видятся. У меня 6 внуков, и один скоро родится. Они довольно требовательны ко мне. У нас очень мало времени видеться, не более одного раза в год, и я бываю очень рада, когда приезжает моя дочь с детьми (у ее сына уже есть дети), или когда приезжают обе дочери моей сестры, мы очень весело проводим время. С ними я отдыхаю душой. Когда они приезжают, я пытаюсь забыть о своих проблемах и становлюсь просто бабушкой, пытаюсь найти время стоять у плиты и что-то для них приготовить или поиграть. Но подросшие внуки постоянно жалуются: где же бабушка, почему она все время занята? И никакие мои попытки исправить положение эти жалобы не прекращают. Это удивительно, какую радость доставляет жизнь в кругу семьи. Это я начинаю понимать только сейчас, когда из уцелевших членов моей семьи вновь образовался круг. Я всегда за них переживаю и беспокоюсь, когда их нет рядом. Когда они уезжают, моя бурная радость сменяется таким же глубоким огорчением.

Как вы поддерживаете такую замечательную физическую форму? Слышал, что занимаетесь йогой? В соседней комнате видел стол для пинг-понга, и мне сказали, что вы играете. И говорят, что более рьяного болельщика крикета во всей Бангладеш не сыскать?

Шейх Хасина: Наша семья была довольно спортивной. Мой дед и отец играли в футбол, оба моих брата занимались спортом, так же, как и их жены. Одна из них была чемпионкой по теннису. Я и сама увлекалась в детстве спортом и сейчас стараюсь заниматься бадминтоном как можно чаще. Однако в последнее время не чувствую себя в форме, чтобы заниматься спортом, да и времени почти нет. Все-таки возраст. Однако мы всегда пытаемся заинтересовать молодежь, чтобы она как можно больше занималась спортом, так как это намного полезнее, чем сидеть и ничего не делать. Когда человек занимается чем-то полезным, у него не остается времени на дурные мысли. Я и сама, когда нужно поддержать наших спортсменов, бросаю все дела и появляюсь на трибуне. Поддержка спорта дает также много рабочих мест. Кроме того помогает отвадить потенциально опасную часть молодежи от участия в экстремистских движениях. Иногда я люблю почитать хорошую книгу, послушать музыку, но, если честно, времени на отдых у меня в принципе быть не может.

Вы сказали, что в общем-то равнодушны к власти, но наша программа называется "Формула власти". Вы уже много лет во власти. Что, на ваш взгляд, представляет "на вкус" власть?

Шейх Хасина: Для меня власть - это прежде всего не возможность сидеть на троне и повелевать, а служить стране и народу. Когда я стала премьер-министром, я не радовалась: вот я получила должность, вот я на вершине пирамиды. Больше беспокоилась и волновалась о том, смогу ли я выполнить миссию. В истории остаются не твои личные успехи, а те дела, которые затронули наибольшее количество людей. На личные дела у меня почти нет времени. Нужно помнить, что власть дается не навечно, а лишь временно. А те, кто пытаются сделать власть вечной, обычно плохо кончают. Зачем мне стремиться быть премьер-министром как можно дольше, когда семья жалуется, партия жалуется. Если бы я не была у власти, я могла бы слушать вдоволь музыки, читать мои любимые книги, проводить время с семьей и уделять больше времени  своей партии, которая ко мне тоже имеет претензии. Даже когда я бываю одна, пытаюсь то просмотреть документ, то переговорить по телефону, то буквально в пути назначить какую-либо важную встречу. Я использую все свое время на действие, нужное народу, а не просто наслаждаюсь властью.